Меню

РСХБ: пандемия подогрела спрос на «здоровую» продукцию

Ковидный период вызвал рост спроса на органическую продукцию, причем не только в Новосибирске, но и во всем мире. Об этом рассказал руководитель Центра отраслевой экспертизы РСХБ Андрей Дальнов.

По оценке Россельхозбанка, в этом году мировой рынок органики вырастет на 12% и достигнет $140 млрд, а в РФ его объем может составить более 12 млрд руб.
 
Рост спроса на органическую продукцию во всем мире эксперты связывают с общим трендом на здоровый образ жизни. 
Как правило на развитых рынках доля органики в общем объеме продовольственного рынка не превышает 5-6%. Явными исключениями являются Швейцария, Дания, Австрия, где этот показатель составляет около 10%. По потреблению на душу населения выделяются Дания и Швейцария. В каждой из стран затраты на душу составляют около $400 в год, — уверен Дальнов.
По мнению эксперта, у российского рынка органической продукции есть большой потенциал импортозамещения и выхода на экспорт. Органическая модель производства в России наиболее перспективна в тех сегментах агропромышленного комплекса, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже соприкасаются с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом. Сейчас объем поставок органической продукции за рубеж исчисляется всего в 20 млн евро. При правильном подходе к 2025 г. эта цифра может вырасти в десятки раз, считает Дальнов.
 
Среди культур востребованы российская органическая пшеница, зеленый горох, соя и гречиха. В животноводстве наиболее перспективное направление — молочное скотоводство. Этот один из сегментов российского АПК, где фермерские хозяйства наиболее конкурентоспособны и достаточно мобильны для удовлетворения растущего спроса. Рост производства органического молока закономерно приведет к росту потребности в органических зеленых кормах.
Рост внутреннего рынка органической продукции будет сопряжен с ростом доверия покупателя к органической сертификации, с его способностью выделить соответствующее обозначение на фоне других (не сертифицируемых) указателей на улучшенные качества продукции, таких как «фермерские», «эко-», «био-». По данным международной компании по исследованиям рынка Growing For Knowledge, на данный момент российские поклонники ЗОЖ считают здоровыми ряд продуктов (сухофрукты, мед, хлебцы, пастилу), которые также целесообразно сертифицировать и брендировать как органические, — говорится в исследовании РСХБ.

Кстати, в конце сентября Россельхозбанк и «Магнит» анонсировали расширение сотрудничества по продвижению региональной фермерской (эко-, био- и т.д.) продукции в сетевиках: тепрерь производители сельхозпродукции смогут поставлять свои товары в столицу РФ. Согласно новым условиям, каждый российский фермер сможет направить коммерческое предложение по поставке своих товаров на полки гипермаркетов «Магнит» в Москве, Московской области и регионах Центрального федерального округа.

На разработанной РСХБ платформе Свое Фермерство появилась специальная форма заявки, заполнив которую, каждый заинтересованный в сотрудничестве с крупными ритейлерами фермер может подать коммерческое предложение. Впоследствии предложение попадет напрямую в отдел закупки «Магнит», который проверит соответствие продукции критериям отбора и рассмотрит возможность для сотрудничества по размещению. Уже сейчас ритейлер принимает предложения по поставке фруктово-овощной и молочной продукции.
Мы видим, что покупатель любит фермерскую продукцию, поэтому активно развиваем это направление, увеличивая такой ассортимент и расширяя географию поставок. В этом году мы представили специальный облегченный договор для фермеров. Он разработан для малых поставщиков, которым сложно соответствовать требованиям, предъявляемым сетями к крупному бизнесу.  Мы хотим видеть в своем ассортименте большое разнообразие локальной продукции, поэтому постоянно совершенствуем форматы сотрудничества с местными поставщиками», — прокомментировал тогда коммерческий директор по Fresh/Ultra Fresh и регионам сети Егор Шумилин.

Кроме того, в конце марта 2021 г. тот же РСХБ запустил онлайн-витрину для владельцев личных подсобных хозяйств, благодаря которому они смогут быстрее продать свою продукцию и др. с помощью сервиса бесплатных объявлений.

Чтобы опубликовать объявление, пользователю нужно пройти регистрацию на портале Свое Фермерство, добавить фотографии товара и заполнить его карточку. Клиенты могут связаться с продавцом по номеру телефона, через мессенджеры или электронную почту. Как тогда рассказала замдиректора центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Любовь Любаева, рассматривается также возможность создания чата для общения в десктопной версии, а в перспективе — и мобильного приложения с онлайн-витриной товаров для владельцев ЛПХ.
 
Идею создания сервиса онлайн-витрины подсказали сами предприниматели, а РСХБ создал сервис для самой большой по численности категории, занятой в сельском хозяйстве.
 
Согласно результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2016 г., в России насчитывалось 23,496 млн личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан.
 
Также для аграриев, представляющих средний и малый бизнес, Россельхозбанк с 2020 г. развивает маркетплейс продуктов питания Свое Родное, маркетплейсы сельхозтехники и семян, а также предлагает фермерам услуги телеветеринарии, банковские сервисы, услуги ВЭД на базе платформы Свое Фермерство. А в начале февраля 2021 г. он предложил фермерам доставлять товары своим клиентам через логистическую платформу «Доставка Яндекс Go».
 
А в середине марта 2021г. РСХБ и крупнейший маркетплейс продажи российских продуктов питания на территории Китая Epinduo подписали соглашение, которое открыло сельхозпроизводителям выход на рынок КНР. Соглашение подписали с ООО «Эпиньдо» — официальным представителем компании Epinduo в РФ. Размещать свою продукцию на маркетплейсе Epinduo может любой участник программы экспортного акселератора РСХБ.
 
Кстати, тренд на здоровый образ жизни не обошел и крупные корпорации: на прошлой неделе «Магнит» и крупнейшие FMCG-компании (Nestlé, Johnson & Johnson Consumer Health, DanoneMarsPepsiCo, L’Oreal, Procter&Gamble и консалтинговая компания BCG) подписали Кодекс добровольных обязательств участников Инициативы «Вместе за здоровое будущее». Они взяли на себя обязательства по улучшению качества жизни потребителей и местных сообществ:
  • Обучение — реализация мероприятий для информирования потребителей исотрудников, повышения уровня осознанности в вопросах здоровья, стимулирования их к более ответственному потреблению, повышения интереса к сбалансированному питанию, здоровому образу жизни (ЗОЖ), профилактике заболеваний и заботе об окружающей среде;
  • Доступность — предложение потребителям товаров, комплексных решений и услуг для повышения привлекательности и доступности ведения здорового образа жизни и заботы об окружающей среде. Также участники будут стремиться увеличить долю в потребительской корзине продуктов питания и сопутствующих товаров для ведения ЗОЖ и заботы о природе;
  • Партнерства — открытость к сотрудничеству с ритейлерами, производителями FMCG-товаров, органами государственной власти, исследовательскими институтами и другими стейкхолдерами для обмена соответствующим опытом в области популяризации здорового образа жизни и заботы об окружающей среде;
  • Исследования — поддержка исследований для выявления трендов потребительских предпочтений, уровня информированности покупателей о ЗОЖ и заботы о природе. 

Читайте также: В новосибирском Академгородке ввели в эксплуатацию новый ЖК