За 10 месяцев 2021 г. из СФО экспортировано более 67,3 тыс. тонн шоколада и шоколадных изделий на $131,1 млн. Сибирь заняла второе место в РФ (после ЦФО) по объемам вывозимой шоколадной продукции.
По данным Сибирского таможенного управления, в физическом выражении на СФО пришлось 29% от общероссийского экспорта шоколада, в стоимостном — 19,6%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года вес вывезенного шоколада увеличился на 2,5%, а его стоимость — на 7,1%.
Почти 60% стоимостного объема шоколада и изделий из него пришлось на Кемеровскую область — Кузбасс. На втором месте по объемам поставок — Новосибирская область (33,4%), на третьем — Омская область (6,8%). Основным покупателем сибирской шоколадной продукции был Китай (более 27% от общего физического объема), а также страны СНГ: Казахстан (22,0%), Узбекистан (10,9%), Кыргызстан (6,0%), Беларусь (5,8%), Азербайджан (5,6%) и др., — сообщает таможня.
Согласно подсчетам специалистов таможенного управления, в 7,7 раза вырос физический объем поставок в Сербию. В числе покупателей шоколадных изделий из Сибири появился Гонконг: за первые 10 месяцев года туда вывезено таких товаров на $25 тыс.
Основной пик поставок приходился на период с августа по октябрь. Так, в августе стоимостной объем экспорта шоколадной продукции вырос до $23 млн, тогда как в июне этот показатель составлял $7,9 млн. Тенденция роста сохранилась в сентябре и октябре ($23,5 и $24,5 млн соответственно).
Шоколадная продукция составила почти 10% от общих объемов экспорта сибирского продовольствия. Стоит отметить, что в 2021 г. мы отмечаем рост вывозных поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья в целом почти на 23%, — прокомментировал замначальника СТУ, начальник службы федеральных таможенных доходов Дмитрий Колыханов.
Китай — «шоколадный» партнер региона
Если говорить про экспорт в Китай, то по данным за 2019 г., поставки мороженого, шоколада и муки из Новосибирской области в эту страну выросли в полтора раза. В КНР за это время вывезли почти 142 тыс. тонн продукции на сумму $80,3 млн. Как сообщила замминистра сельского хозяйства Новосибирской области Светлана Невзорова, вывезенные объемы продукции АПК составляют 155% к уровню 2018 г. и около 40% от всего экспорта АПК из региона. Известно, что в Китай, кроме шоколада, поставляли также мороженое, муку, гречиху, овес, семена рапса и льна, напитки и др.
Как рассказал замгубернатора Новосибирской области Вячеслав Ярманов, Китайская Народная Республика — один из основных стратегических партнеров Новосибирской области, занимает первое место по экспорту и по импорту — доля КНР во внешнеторговом обороте региона составляет 30%. Кстати, согласно рейтингу коммуникационной готовности, Новосибирская область в первой десятке топ-30 регионов РФ, готовых сотрудничать с Китаем.
Экспорт шоколада растет, а его потребление в РФ падает
По подсчетам аналитиков Россельхозбанка, спрос в РФ сместился в сторону недорогих кондитерских изделий (в первую очередь мучных и сахаристых сладостей). Это привело к сокращению потребления шоколада в России более чем на 10%. В 2020 г. потребление шоколада сократилось до 6 кг в год на душу населения.
В ответ на рост издержек, связанных с колебаниями валютных курсов, производители шоколада сократили импорт основного ингредиента — какао-масла — и начали переходить с более дорогих (какао-масло) на более дешевые ингредиенты (какао-бобы). Так, в 2020 г. объем импорта какао-масла снизился на 6% до 35 тыс. тонн, а импорт какао-бобов, наоборот, вырос на 6% до 70 тыс. тонн.
Этот подход помогает сохранить маржинальность в краткосрочной перспективе, уверяют аналитики Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка, ссылаясь на данные анализа российского рынка шоколада и кондитерских изделий. Одновременно с этим внутреннее производство шоколада в стране в 2020 г. снизилось на 9% (до 1 млн тонн).
Снижение потребления шоколада в 2020 г. объясняется как частичным переключением спроса на более дешевые шоколадсодержащие сладости, так и на другие, более питательные продуктовые категории с содержанием муки и сахара, — комментирует руководитель ЦОЭ Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Как пояснил Дальнов, часть ингредиентов, например, какао-масло или какао-бобы не производятся в России и сложнозаменимы в традиционной рецептуре шоколада. Изменение валютных курсов и рост себестоимости шоколадной продукции вынуждает производителей сокращать производство дорогих видов натурального шоколада в пользу более доступных видов изделий с меньшим содержанием шоколада или заменой какао-масла альтернативными видами.
Как уточняют аналитики ЦОЭ, в зависимости от вида кондитерского изделия доля продуктов переработки какао-бобов в сырьевой себестоимости может достигать 80%. Их замена более дешевыми ингредиентами, например, фруктовыми или ореховыми наполнителями, может помочь поддержать рентабельность. Но в долгосрочной перспективе спрос на такие изделия может оказаться нестабильным из-за изменения привычного для потребителя вкуса. В целом, по мнению экспертов, сейчас российский рынок шоколада в насыщен, и нет оснований для его значительного роста в будущем.
В среднем в ближайшие годы потребление шоколада в России будет находиться в диапазоне 6-7 кг в год на душу населения. Перспективной может стать продуктовая ниша с высоким процентным содержанием какао — более 70%. Спрос на подобную продукцию может вырасти за счет набирающего обороты тренда на здоровый образ жизни, — подытожил Андрей Дальнов.
По прогнозам ЦОЭ РСХБ, производство в РФ шоколадной продукции на экспорт продолжит расти. Поставки шоколадных изделий на зарубежные рынки по итогам 2020 г. увеличились на 8% — до 300 тыс. тонн. Основными покупателями российской продукции стали Китай и страны СНГ, такие как Казахстан и Республика Беларусь.
Что перспективней шоколада?
Если говорит о другой популярной в РФ сладости, то объем потребления мороженого, согласно прогнозам (на фоне падения интереса к шоколаду), по итогам 2021 г. увеличится до рекордных за последние 10 лет 448 тыс. тонн. Причем точкой роста для производителей может стать наращивание объемов экспорта, считают аналитики Центра отраслевой экспертизы РСХБ (ЦОЭ РСХБ).
По подсчетам ЦОЭ, в 2020 г. в России было произведено 451 тыс. тонн мороженого (+8% за год), а по итогам 2021 г. эксперты РСХБ ожидают дальнейший рост показателя еще на 3%. Основной объем произведенного мороженого идет на удовлетворение внутреннего спроса: например, в прошлом году россияне съели 444 тыс. тонн мороженого (+9%) — 3 кг на душу населения (несмотря на рост, это вдвое меньше, чем потребление шоколада — 6 кг).
Хотя значительная доля продаж мороженого приходится на уличные киоски, парки и кафе, а в условиях самоизоляции продажи в канале HoReCa просели, общий объем потребления в прошлом году показал рост. Это было связано с изменившимися в период самоизоляции привычками потребителя. Так, в 2020 г. выросли продажи мультипорционных форматов, рассчитанных на несколько человек. Кроме того, мороженое стали больше есть дома, заказывая доставку через интернет.
В пандемийном 2020 г. компания Unilever (владелец бизнеса мороженого и известной в Новосибирске сети киосков «Инмарко») запустила доставку. К сервису сразу же подключились почти 40 новосибирских магазинов в приложении Яндекс.Еда и Delivery Club.
В пандемию укрепился тренд на рост популярности здорового питания: в итоге на рынке появилось мороженое с низкой калорийностью и содержанием сахара, с повышенным содержанием протеина, а также появлением веганского мороженого. Хотя для российского потребителя, воспринимающего мороженое в качестве лакомства, это направление пока остается нишевым, учитывая международный опыт, мы ожидаем увеличения спроса на «здоровое мороженое» в ближайшие пару лет, уверен Андрей Дальнов.
В мае 2020 г. новосибирская фабрика мороженого «Полярис» пополнила свою линейку пломбиров новым вкусом, создав мороженое с добавлением гречки. Новый продукт появится в известной в городе линейке пломбиров «Дело в сливках».
В свою очередь, объем импорта мороженого в РФ в 2021 г. снизится на 20% — до 15 тыс. тонн. По мнению экспертов, на динамику потребления ввозного мороженого влияют и колебания валютного курса, и введение маркировки мороженого.
Экспорт мороженого увеличился за последние 10 лет более чем в восемь раз — до 26 тыс. тонн (2020 г.). По итогам года эксперты ожидают роста показателя еще на 15% — до рекордных 30 тыс. тонн. По их мнению, в течение следующих нескольких лет объем экспорта будет расти в среднем на 5-10% в год.
Основным покупателем российского мороженого на международном рынке является Казахстан, который в 2020 г. увеличил объем импорта на 27% — до 11,2 тыс. тонн, а в денежном выражении на 2% — до $20 млн. На второе место в списке импортеров российского мороженого поднялись США, которые за год нарастили поставки более чем в три раза в натуральном и денежном выражении — до 3,8 тыс. тонн или $9,2 млн. При этом Монголия, сократившая импорт мороженого из России на 7% — до 2 тыс. тонн ($4,8 млн), опустилась на третье место.
И опять же, как и с шоколадом, дальнейшую реализацию экспортного потенциала РФ на рынке мороженого эксперты связывают с Китаем: по итогам 2020 г. он занимает седьмое место среди крупнейших импортеров российского мороженого в натуральном выражении и пятое место — в денежном.
Читайте также: Первый «Фермерский островок» открылся в Новосибирске