Новосибирск для горожан стал большой общей болью, которая в последние годы умножилась. Люди хотят жить в чистом, уютном, инновационном городе. Кто виноват, что пока не все так? И что делать?
«Деловой квартал» собрал за круглым столом неравнодушных бизнесменов, общественных деятелей и специалистов мэрии, чтобы обсудить несколько насущных проблем, из-за нерешенности которых горожане пока не могут назвать Новосибирск чистым и удобным. Где у города с огромным научным, культурным, транспортным, экономическим потенциалом возникла брешь, через которую утекают мечты о светлом будущем?
Круглый стол прошел на площадке «Новоколледжа» стал отправной точкой перед форумом «Будущее города», который «Деловой квартал» традиционно проведет весной. Там проблемы Новосибирска встанут острее, и поднимется более ощутимая волна обсуждений.
Партнером заседания выступил ресторан «МЁД».
В заседании круглого стола приняли участие генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов, главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, начальник отдела сопровождения проектов благоустройства и озеленения МКУ «Проектная дирекция департамента культуры, спорта и молодежной политики», к.биол.н. Светлана Гижицкая, заместитель начальника управления по благоустройству общественных пространств мэрии города Новосибирска — начальник отдела управления озелененными общественными пространствами Мария Смирнова, автор проекта http://volonter54.ru Игорь Румпель, руководитель аналитического отдела портала «Тайга.инфо» Алексей Мазур, исполнительный директор «Тайга.сити» Дмитрий Холявченко, общественный деятель Владимир Кириллов, сотрудник Института катализа СО РАН и директор компании «Утокс» Андрей Загоруйко, директор компании «Интекко» Иван Крючков, архитектор и дизайнер, член правления союза Архитекторов России (Томское отделение), совета Томского Проектного Объединения по повышению качества проектной продукции, совета Саморегулируемой организации Ассоциация «Томские строители» Василий Рыбаков, член Общественной палата Новосибирской области, комиссия по экологии и охране окружающей среды Ирина Хапко, доцент кафедры строительства УрФУ, руководитель группы ландшафтного дизайна компании Брусника Алексей Хриченков, руководитель регионального представительства НСКВ в Новосибирской области, управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России (ФМИ) Дмитрий Шарков, вице-президент Фонда «Зеленый стандарт» Юлия Ломако, начальник управления молодежной политики мэрии Новосибирска Ирина Соловьева, управляющий партнер агентства «Мелехов и Филюрин» Владимир Томко, руководитель проектов УК Выбор Юрий Гельман*, директор компании ООО ИНТЕРАКТИВ ПЛЮС Александр Лазарев, член инициативной группы партии «Новые люди» в Новосибирске Марат Сафаров, начальник отдела нестационарных торговых объектов управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Андрей Вяжевич.
Модератором выступил управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
Участники круглого стола обсудили три особенно важных для города темы: транспорт и инфраструктура; экология и озеленение; креативные индустрии.
Новосибирск спасут трамваи
Первым в транспортной секции выступил руководитель аналитического отдела портала «Тайга.инфо» Алексей Мазур и обозначил основные проблемы, которые городу необходимо решать в срочном порядке:
Эти проблемы, помимо прочего, порождают экологические сложности — люди жалуются на загрязнение воздуха. Если мы посмотрим, чем именно загрязнен наш город, то обнаружим превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) автомобильных выхлопных газов и выхлопов от печей и котельных. Если мы решаем проблему транспорта — уменьшаем пробки, снижаем уровень выхлопов — у нас улучшается экология.
И одна из главных проблем внутри этой проблемы: у Новосибирска отсутствует какой-либо план решения. Вернее, наметки есть, есть генплан и прочее, но реальные действия чиновников никак не коррелируют с этими планами. Планы пишутся для галочки.
Как можно решить проблему? Многие думают, что это нечто сложное. Но чтобы ее решить, нужно понять, что транспорт характеризуется двумя вещами. Первая — это транспортный коридор. Второе — это количество людей, которые могут по этому коридору проехать. Так вот, сейчас самым неэффективным способом перевозки людей выступает личный транспорт. По одной полосе движения может проехать порядка 1000 человек в час, тогда как автобусы везут порядка 3000-4000 человек в час, трамваи — от 5000 до 30 000 человек в час. В среднем трамвайная линия в 10 раз эффективнее, чем полоса движения автомобилей. Поэтому спасение Новосибирска состоит в том, чтобы покрыть его сетью общественного транспорта. Согласно данным Минтранса, общественный транспорт безопаснее автомобиля: автобус на 1 млн перевезенных пассажиров создаст в 40 раз меньше ДТП, чем личный автомобиль, а трамвай — в 137 раз меньше. У трамвая — максимальная возможная провозная способность среди всего уличного транспорта. Можно закладывать огромные многосекционные трамваи, которые не будут сильно уступать метрополитену по вместимости на состав. Это быстрее и дешевле, чем метро. Метро мелкого заложения стоит от 8 до 10 млрд руб. за км, глубокое — 15-20 млрд руб. за км. Сооружение стандартной станции на глубине обойдется тоже примерно в 10 млрд руб. На создание проекта и саму стройку уходят десятилетия. Трамвай же обойдется от 0,5 до 2 млрд руб. за км, а построить (или модернизировать) его можно за несколько лет.
У трамвая — колоссальный запас прочности, но цена «входа» трамвая в город довольно высокая — это факт. У нас любят довести инфраструктуру до критической точки, после чего — на коленках посчитать экономику, по которой автобусы якобы оказываются выгоднее трамвая. Если же подойти к вопросу всесторонне, изучить износ асфальта, экологические аспекты, КПД двигателя, затрат на движение и прочие вещи, то окажется, что себестоимость перевозки одного пассажира в трамвае на 40% ниже, чем в автобусе. Неожиданно, да?
В 2021 г. в Новосибирске на ремонт дорог было потрачено 6 млрд руб. На ремонт трамвайных путей — 63 млн руб., то есть на то, что намного эффективнее, пошел всего 1% от выделенных средств. Все проекты, которые лоббирует региональное правительство — про автомобильный транспорт, не про трамваи.
Федеральное правительство начало выдавать деньги на развитие троллейбусов, трамваев и т.д., и компания «Мовиста» (Трансмашхолдинг) предложила проинвестировать Новосибирск на 38 млрд руб. (по концессии), что позволит дотянуть ветки до Плющихи, до Чистой Слободы, до Просторного. В результате трамвайная сеть увеличится со 137 км до 164 км, а пассажиропоток вырастет с 22,1 млн до 52,6 млн в год. Плата региона — 5 млрд руб. в год. Билетная выручка — 2,5 млрд руб. в год (то есть, выплаты концессионеру в размере 2,5 млрд руб. в год). Проблема финансовой нагрузки стоит остро. К сожалению, федеральный центр не хочет давать деньги даром, а область не хочет тратиться на концессии, хотя по вышеизложенному проекту бюджет напрягся бы не так сильно. Но руководство области приняло решение ограничить концессионную нагрузку на бюджет, и эта концессия не укладывается в лимит.
Проблема решаема, и бюджет на это совсем не велик по сравнению с тем, что тратится на «игрушки» типа ЛДС или четвертого моста. А это реально игрушки на фоне насущной необходимости. Проблемы решаемы, но нет политической воли, которую не проявляет ни один орган власти. И еще у нас в городе транспортную отрасль повсеместно возглавляют люди, которые ничего в ней не понимают.
*
Помощник депутата Законодательного собрания Новосибирской области, член партии «Новые люди» Марат Сафаров согласился с трамвайной теорией и проблемой кадров, а также сообщил, что «Новые люди» пытаются пролоббировать в Госдуме закон, который поможет решить бюджетные вопросы:
*
*
Главный архитектор города Александр Ложкин ответил на тезис о необходимости увязки строительства инфраструктуры со строительством жилья:
*
Директор компании «Интекко» Иван Крючков включился в дискуссию от лица бизнеса, который готов помогать транспортной инфраструктуре города развиваться без нагрузки на бюджет. Однако, по словам Ивана, город не совсем готов к тому, чтобы пользоваться этими благами, и компания «Интекко» несколько лет не может добиться разрешений на серийное строительство комфортных остановок, даже введя в эксплуатацию несколько инновационных объектов за свой счет для примера:
Мы демонстрируем, как можно изменить облик города не только внешне, но и с помощью цифровизации транспортной инфраструктуры. Мы делаем умные остановки, про которые разговариваем уже несколько лет, в том числе с мэрией, но пока все безрезультатно. Я никого не хочу обвинять, но все всегда сосредоточены на вопросе бюджетных денег, а я говорю, что с таким подходом ситуацию заведут в тупик, а потом попросят денег на спасение, потому что город — в разрухе, и надо что-то предпринимать, и начнут строить типовые скучные проекты. Я вижу проблему в том числе в калейдоскопической смене чиновников. Когда я начинал переговоры с мэрией, там был один начальник транспортного департамента, а теперь уже пятый. Сначала ты с одним о чем-то договоришься, а потом начинаешь общаться заново уже с другим, и дело не двигается с мертвой точки. И второе: катастрофическое отсутствие экспертизы у администрации в вопросе согласований, а также отсутствие договороспособности. Предприниматели приходят и говорят: «Бюджет нам не нужен, мы готовы вложить деньги, давайте договариваться, мы можем решить часть проблем за свои деньги — и всем будет хорошо». Но нет.
Мы сделали несколько умных остановок, презентовали на «Уюте» такую остановку даже с участием мэрии, подошли к возможности серийного запуска, но нам не дали это делать.
*
Член правления союза Архитекторов России (Томское отделение), совета Томского Проектного Объединения по повышению качества проектной продукции, совета Саморегулируемой организации Ассоциация «Томские строители» Василий Рыбаков поддержал Ивана, поделившись примером такой же закрытости администрации в Томске:
*
Александр Ложкин заявил, что проблема в Новосибирске на самом деле решена: разработана полная линейка остановочных павильонов, она отдана в департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства, в департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, готовится соответствующий правовой акт, который утвердит муниципалитет. По словам Ложкина, вся линейка типовых остановочных павильонов давно разработана, в том числе остановочный павильон связи, в том числе и антивандальные павильоны, которые должны заменить «знаменитые синие остановки».
«И по поводу конкретно переговоров с «Интекко»: как только у нас появились остановки, как на «Уюте», с мачтами связи, у нас пошли жалобы граждан и депутатов, и это очень серьезная история — жалуются на установку антенн связи в непосредственной близости жилых домов», — заявил Ложкин.
Иван Крючков ответил: «Это такой ход со стороны администрации — сказать, что поступили жалобы. Никто не жалуется! Я лично сам эксплуатирую объекты, я за ними слежу, ко мне подходят люди и благодарят. Основной момент — в ответе на вопрос. Вы говорите, что у нас уже есть решение по остановкам со связью, но у нас с вами ведется деловая переписка, а вы нас даже не проинформировали, вы не уважаете своих контрагентов».
После этого слово взял генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов, который как житель Новосибирска и человек, понимающий в вопросах бюджета, считает, что проблемы можно решить без больших финансовых потерь, более того — бюджет может легко зарабатывать дополнительные деньги:
Александр Ложкин ответил: «Когда мы сравниваем бюджеты, нужно сравнивать еще и бюджетные полномочия, которые есть в каждом городе. Они разные во всех городах. Что касается облика: с 2007 г. мэрия не имеет права согласовывать архитектурный облик объектов по законодательству РФ, и ровно так же по законодательству мэрия не имеет возможности и права взымать деньги за изменение категории земель. И, к сожалению, не все субъекты законодательно равны. Мы будем вводить процедуру добровольного согласования внешнего архитектурного облика города. И мы ее обсуждаем сегодня с застройщиками».
Имидж — ничто
От транспортных проблем обсуждение перешло в плоскость экологическую. Новосибирск давно страдает от неприятных запахов, которые периодически накрывают город и долго не выветриваются. Общественники и юристы не раз искали источники и даже находили, но проблема не решается уже несколько лет, и это влияет не только на качество жизни горожан, но и на имидж города.
Первым выступил общественный деятель Владимир Кириллов, занимающийся поиском источника запахов:
В целом запахи исходят из канализаций, у нас есть десятки тысяч частных домовладений, и большая часть договоров на утилизацию продуктов жизнедеятельности — «черная», лицензированных организаций нет, зачастую это нелегально сливается в коллекторы, которые частью находятся на балансе Горводокаланала, а частью — нет. Это все потом попадает в малые реки. Мы, когда проводили свое исследование, зафиксировали все эти факты.
Но я хотел бы отметить и то, что у нас часто зимой случается штормовое предупреждение из-за количества вредных примесей в воздухе. Порог превышается и из-за недобросовестной работы промпредприятий, и из-за «паленого» топлива, при сгорании которого образуется диоксид серы — сильный канцероген. Это в том числе создает ту самую запыленность города. Запахи — это одно, а качество воздуха — это еще одна огромная проблема. А у нас, между тем, растет количество онкологических заболеваний. И в мэрии этим никто не занимается.
*
Сотрудник института катализа и директор компании «Утокс» Андрей Загоруйко отметил, что эта проблема для Новосибирска больше даже не экологическая, а имиджевая:
Не стоит забывать, что у Новосибирска есть уникальный момент, который отличает нас от многих городов: у нас такой научный и производственный комплекс, что мы все эти задачи легко можем решать своими силами, без завоза технологий, можем сами разрабатывать технологии под неожиданное применение. Изготавливать, применять, запускать — это наше естественное преимущество, которое можно было бы использовать для того, чтобы Новосибирск все-таки гордо нес свой флаг третьего города России и главного города Сибири.
*
Член Общественной палата Новосибирской области, комиссия по экологии и охране окружающей среды Ирина Хапко отметила, что поднимать проблемы и добиваться их решений помогают общественные палаты, которые для этого и существуют, и необходимо туда обращаться, но пока эта практика не так распространена, как хотелось бы:
*
Следующей темой экологического блока стало озеленение города и предпринимательские инициативы. Этот вопрос не настолько болезненный, так как здесь есть и орган власти, отвечающий за озеленение, и нормативные документы, и инициативный бизнес. Однако в вопросах волонтерства есть загвоздки.
Автор проекта volonter54.ru Игорь Румпель поделился опытом проведения озеленительных кампаний с волонтерами от бизнеса и мнением о том, почему важно вовлекать людей в проблемы и жизнь города:
*
Председатель регионального представительства Национального совета по корпоративному волонтерству в Новосибирской области (НСКВ НСО), управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Дмитрий Шарков рассказал о вкладе, который корпоративные волонтеры вносят в поддержку мероприятий по озеленению городского пространства:
В приоритете волонтерской деятельности, которая во многом реализуется во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области, находятся поддержание и дальнейшее развитие экологической культуры в обществе, популяризация бережного отношения к окружающей среде, проведение экологических акций, включая озеленение и лесопосадки.
В 2021 году волонтеры компаний-участников НСКВ НСО приняли участие в 7 экологических акциях по уборке береговых зон и сохранению лесов. Кроме этого, волонтеры нашей компании неоднократно участвовали в озеленении и благоустройстве Центрального парка культуры и отдыха Новосибирска, а компания выделяла ресурсы на покупку саженцев цветов и кустарников.
Для ответственного бизнеса участие в городских эко-мероприятиях — это важный компонент местной стратегии в области устойчивого развития, реализация которого позволяет поддержать инициативных сотрудников в стремлении содействовать повышению качества жизни в городах, где они живут и работают. Как результат, такие проекты становятся центром притяжения и объединения усилий общества, власти и бизнеса, формируют «зеленый» облика города, что способствует достижению целей устойчивого развития как на региональном, так и на федеральном уровнях.
*
Доцент кафедры строительства УрФУ, руководитель группы ландшафтного дизайна компании Брусника Алексей Хриченков поделился опытом Екатеринбурга, в котором системная работа над благоустройством и озеленением пространств началась с большого исследования.
Что касается набережных, то это ключевые общественные пространства, которые становятся триггером развития всего города, и проблемы акваторий во всех городах примерно одинаковые — застройка и заключение малых рек в коллекторы, выторфовывание болот для застройки, загрязнение акваторий и минимальный доступ человека к воде. Когда мы говорили о том, как функционально насытить территории набережных, пришли к выводу, что не нужно каждый участок набережной насыщать и детской функцией, и спортивной, и для отдыха, и скейтпарками. Мы предложили в концепции равномерное распределение этих функций по береговой линии.
Для разработки стандарта благоустройства улиц провели исследования местности: совместили карты подтопления территорий, высоких грунтовых вод, и подтвердился тезис о том, что те улицы, которые находятся в пониженных участках рельефа — затапливаются, ливневая канализация не справляется. Поэтому в новом стандарте улицы, которые находятся на руслах бывших малых рек, нуждаются в максимально активном озеленении с использованием технологии дождевых садов для минимизации затоплений и повышения водоэффективности ландшафта. Стандарт предусматривает два типологических признака улиц: геоморфология улицы и характер ее пользования. В соответствии с геоморфологическими признаками существует три типа улиц, подобный подход можно использовать и в Новосибирске.
Специалисты УрФУ и Брусники считают, что создание комплексного стандарта благоустройства зеленых территорий — только первый шаг в настраивании экологического баланса города. Следующая стадия — понимание, сколько пользы экономике и человеку приносят зеленые пространства, введение в повестку термина экосистемных услуг (тех, что оказывает природа). Методика перевода их в деньги в Европе разрабатывается с конца 70-х годов прошлого века. В Швеции, например, на полном серьезе могут сравнивать финансовую выгоду от пятиполосного шоссе и парка. В России эта тема двигается с большим скрипом, у столиц Урала и Сибири есть шанс стать новаторами.
*
Заместитель начальника управления по благоустройству общественных пространств мэрии города Новосибирска — начальник отдела управления озелененными общественными пространствами Мария Смирнова рассказала о том, что благоустраивать город и выходить с озеленительскими инициативами теперь стало проще, так как появившееся два года назад управление нацелено именно на эту работу:
Схема, по которой мы работаем с общественными территориями, такова: если мы запускаем комплексное благоустройство сквера, аллеи или большого парка/набережной, мы начинаем с анализа территории. Мы привлекаем исследовательские институты – начиная от геодезии и, если нужно, геологии — и формируем проект благоустройства, который обязательно обсуждаем на нашем портале «Зеленый Новосибирск». Все проекты проходят онлайн-обсуждение на сайте, и мы стараемся все комментарии и вопросы принять и учесть.
Другая задача, которой мы обеспокоены — это формирование водно-зеленого каркаса Новосибирска. Ее как раз озвучил коллега из Екатеринбурга, и он правильно сказал, что этим вопросом занимаются уже многие города, и мы в том числе. Создана рабочая группа, в которой львиную долю составляют представители научного сообщества. Сейчас мы — в начале пути, мы ведем большую аналитическую работу, мы разбили город на несколько кластеров по бассейнам рек, и на этот год наша задача — проанализировать огромный пласт всех документов, начиная от проекта планировки, заканчивая отчетами по конкретным вопросам, связанным с водным ресурсом Новосибирска — это и малые реки, и водоемы, и пруды, и карьеры, и большой Обской бассейн. То же самое — с зелеными пространствами.
Мы уже проделали большую работу до того, как вступить в этот проект, и у нас на карте города и на муниципальном портале показаны все общественные зеленые пространства, их 238. Часть из них — это уже благоустроенные и существующие парки и скверы, но есть и резервные территории. Они все в основном находятся на периферии, в больших жилых массивах. Мы их выделили как зеленую зону и находимся в тесном взаимодействии с департаментом строительства по этому вопросу — следим, чтобы территории оставались в резерве, и никто на них не помышлял строительство.
*
Начальник отдела сопровождения проектов благоустройства и озеленения МКУ «Проектная дирекция департамента культуры, спорта и молодежной политики», к.биол.н. Светлана Гижицкая отметила важность эффективного диалога между мэрией и волонтерами от бизнеса по озеленению города, чтобы работа не пропадала даром, так как часто при подобных инициативах совершаются ошибки:
Трансформация сознания
Последняя секция — креативная экономика — стала не менее жаркой, чем обсуждение транспортных проблем, так как внимание к креативным индустриям — явление достаточно новое для Новосибирска, и пока даже не все понимают, что к ним относится, а также — причем здесь бизнес и власть?
Дело в том, что изначально креативной экономикой назывался особый сектор, основанный на интеллектуальной деятельности, теперь он оброс смежными сферами и представляет собой отдельный большой пласт экономики. Но пока ее основная характеристика — это высокая степень неопределенности. Однако инвесторы больших городов все же смотрят в эту сторону и создают успешные проекты, вкладываясь в реновацию депрессивных территорий или возрастных пригородов.
Ярким примером стал уральский город Сысерть, находящийся в 45 км от Екатеринбурга. Глава Сысерти Дмитрий Нисковских в рамках форума Иннопром, который прошел в июле 2021 г., поделился необычным опытом возрождения заброшенных производственных территорий и рассказал о проекте по превращению унылого городка в центр креативной индустрии. Этот опыт описан на страницах «Делового квартала».
А что сделал Новосибирск? Например, у нас есть ресторанный проект «Типография», расположившийся «на руинах» бывшей типографии. О нем «ДК» также рассказывал на своем портале. В этом же материале рассказана история, как новосибирский бизнес вкладывается в реновацию заброшенной территории в Томске. Но, конечно, хотелось бы, чтобы новосибирские предприниматели больше смотрели в свой город.
*
Управляющий партнер агентства «Мелехов и Филюрин» Владимир Томко поделился мнением о том, почему бизнесу трудно пока осознать себя частью креативной экономики:
*
Иван Крючков как представитель бизнеса ответил, почему предприниматели не хотят диалога с мэрией: «Почему новосибирские компании, которые в том числе относятся к креативным индустриям, не хотят иметь здесь даже налоговую прописку? Все очень просто: когда мы, например, едем на сколковское мероприятие и презентуем стартап, к нам подходят люди из Казани и говорят: приезжайте к нам, делайте у нас налоговую прописку и у нас работайте, мы вам дадим все варианты для развития. А в Новосибирске у нас есть множество инновационных компаний, которые ходят к чиновникам, как городские сумасшедшие, предлагают, говорят, что готовы делать вот это и вкладывать столько-то своих денег. А над ними хохочут, дают отписки. Ну кто захочет с таким неуважительным отношением работать дальше? Нужно уважительно подходить к своим землякам, которые не просто небезразличны к городу, но готовы для него что-то предложить».
Александр Зырянов согласился с тем, что инициативным проектам нужно больше поддержки: «Креативные индустрии начали звучать совсем недавно, и дело в том, что здесь необходимы какие-то понятные меры поддержки, мысль о которых пока толком не оформлена. У нас есть отдельная поддержка для IT-индустрий, для других отраслей, а креативные индустрии остаются в стороне. Но их нужно поддерживать, потому что это уменьшает отток квалифицированных кадров — когда людям есть, что и на что делать, они не уезжают и работают».
Владимир Кириллов был жестче, заявив, что просто чиновники мэрии не хотят работать с бизнесом по каким бы то ни было вопросам: «Почему не работают с бизнесом по теме благоустройства, созданию общественных пространств? На парки за последние два с половиной года потрачено свыше 2 млрд руб. Но бизнесу там места нет, потому что единственным исполнителем работ по благоустройству является одна организация. Второе: у нас в очереди стоит бизнес, который готов вкладывать день в парки, в том числе в водоохранных зонах, но чиновникам мэрии не интересно работать с бизнесом. Бюджет проще тратить, когда у тебя есть своя коммерческая организация, которая выступает единственным поставщиком услуг. И я считаю, что наша задача — прекратить растрату денег бюджета города Новосибирска на благоустройство парков, начать работу с бизнесом по привлечению средств, тем более, что у нас есть нацпроект по туризму (Новосибирск же не предоставил федералам ни одного проекта по этой теме) — пустить средства на решение тех вопросов, которые поднял господин Мазур — на закупку троллейбусов, на очистку улиц к Молодежному ЧМ по хоккею. И, учитывая то, что у нас начинается новый политический сезон, вопросов к депутатам будут звучать все больше и больше».
Начальник управления молодежной политики мэрии города Новосибирска Ирина Соловьева в ответ на это отметила, что у власти есть как определенные возможности, так и некоторые ограничения, и это следует учитывать:
*
Руководитель проектов УК Выбор Юрий Гельман* тоже решил привести удачный пример конструктивного подхода к креативному проекту, который помог и городу, и бизнесу:
На своем примере я хотел бы пояснить, чем в нашем понимании классическая коммерческая недвижимость отличается от современной, креативной. Сейчас это лофтовые арт-пространства с большим количеством мест общего пользования — холлы, террасы на крышах пользуются большим успехом, несмотря на уменьшенное количество эффективных площадей. Мы мыслим о людях, поэтому делаем пространства с кухнями, на которых арендаторы лофта могут обедать и проводить время. Это тоже своего рода креативное пространство внутри лофта. Также мы отличаемся тем, что проводим на своих площадках мероприятия. И вот, отвечая себе на вопрос — зачем все это нужно, зачем вся эта креативная экономика, и что это такое — я подумал, что креативная экономика — это не совсем про создание нового, это про эффективное использование того, что уже есть, про создание комфорта.
Еще один вывод, который уже касается бюджета: нужно смотреть на задачу глубже, не делать просто ради исполнения. Зачастую бывает так: задача стоит — задача выполнена, но глубоко никто не копает, не думает над функциональностью решений и смыслами. А концепции и смыслы дают добавленную стоимость. Зачем мы, например, все вышеперечисленное делаем? Нам это дает добавленную стоимость: я сдаю в аренду эффективнее, дороже, и у меня существенная заполняемость. Что хотелось бы донести до власти: объективно, то, что делаем мы, можно экстраполировать на любые объекты недвижимости в нашем городе — лучше работает то, что чисто и презентабельно, что лучше выглядит.
*
Александр Ложкин поддержал дискуссию, отметив, что «Новосибирску без креативных индустрий — просто никуда»:
— Если есть города рабочие, промышленные, которые, в общем-то, заточены под другое, и прекрасно проживут без креатива (хотя они тоже озабочены этой темой), то в Новосибирске сегодня развитие креативных индустрий в широком понимании (вместе с архитектурой, наукой и прочим) — это магистральная тема развития. И проект «Академгородок 2.0» — как раз про это. Соответственно, когда мы, условно говоря, покупаем троллейбусы, мы должны это тоже иметь в виду. И когда мы говорим о городе, о его развитии, то мы поднимаем вопрос о том, где это развитие будет концентрироваться. Понятно, что в первую очередь это будет центр города, где развитие происходит уже сегодня; понятно, что это Академгородок и территории вокруг Технопарка, Смарт-сити. Из территорий, где это развито меньше, в первую очередь стоит учесть Военный городок — территорию с огромным потенциалом. Улица Фабричная обязательно должна развиваться — сегодня там этот процесс уже начат. То есть понимание по территориям есть, и поддержку мы, очевидно, будем оказывать тем инициативам, которые будут исходить от предпринимателей.
*
Дискуссия завершилась общим мнением: о каждой из этих проблем можно говорить годами, однако лучше налаживать контакты и просто что-то делать, хотя бы минимально, тем более — примеры успешного взаимодействия бизнеса и власти все-таки есть, а неудачные коммуникации — это тоже часть жизни и точка роста, причем как для бизнеса, так и для власти, которой необходимо пересмотреть подходы к кадровой политике, к регламентирующим документам и законотворчеству.
Более глубоко затронутые темы «Деловой квартал» планирует обсудить на форуме «Будущее города» в апреле. Форум призван объединить усилия инициативного бизнеса и, по возможности, власти, для поиска эффективных решений.
Фоторепортаж Егора Тиммермана
* - выполняет функции иностранного агента