Меню

Новосибирск — главный: как оправдать статус столицы Сибири?

Новосибирск для горожан стал большой общей болью, которая в последние годы умножилась. Люди хотят жить в чистом, уютном, инновационном городе. Кто виноват, что пока не все так? И что делать?

«Деловой квартал» собрал за круглым столом неравнодушных бизнесменов, общественных деятелей и специалистов мэрии, чтобы обсудить несколько насущных проблем, из-за нерешенности которых горожане пока не могут назвать Новосибирск чистым и удобным. Где у города с огромным научным, культурным, транспортным, экономическим потенциалом возникла брешь, через которую утекают мечты о светлом будущем?

Круглый стол прошел на площадке «Новоколледжа» стал отправной точкой перед форумом «Будущее города», который «Деловой квартал» традиционно проведет весной. Там проблемы Новосибирска встанут острее, и поднимется более ощутимая волна обсуждений.

Партнером заседания выступил ресторан «МЁД».

В заседании круглого стола приняли участие генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов, главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, начальник отдела сопровождения проектов благоустройства и озеленения МКУ «Проектная дирекция департамента культуры, спорта и молодежной политики», к.биол.н. Светлана Гижицкая, заместитель начальника управления по благоустройству общественных пространств мэрии города Новосибирска — начальник отдела управления озелененными  общественными пространствами Мария Смирнова, автор проекта http://volonter54.ru Игорь Румпель,  руководитель аналитического отдела портала «Тайга.инфо» Алексей Мазур, исполнительный директор «Тайга.сити» Дмитрий Холявченко, общественный деятель Владимир Кириллов, сотрудник Института катализа СО РАН и директор компании «Утокс» Андрей Загоруйко, директор компании «Интекко» Иван Крючков, архитектор и дизайнер, член правления союза Архитекторов России (Томское отделение), совета Томского Проектного Объединения по повышению качества проектной продукции, совета Саморегулируемой организации Ассоциация «Томские строители» Василий Рыбаков, член Общественной палата Новосибирской области, комиссия по экологии и охране окружающей среды Ирина Хапко, доцент кафедры строительства УрФУ, руководитель группы ландшафтного дизайна компании Брусника Алексей Хриченков, руководитель регионального представительства НСКВ в Новосибирской области, управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России (ФМИ) Дмитрий Шарков, вице-президент Фонда «Зеленый стандарт» Юлия Ломако, начальник управления молодежной политики мэрии Новосибирска Ирина Соловьева, управляющий партнер агентства «Мелехов и Филюрин» Владимир Томкоруководитель проектов УК Выбор Юрий Гельман*, директор компании ООО ИНТЕРАКТИВ ПЛЮС Александр Лазарев,  член инициативной группы партии «Новые люди» в Новосибирске Марат Сафаров, начальник отдела нестационарных торговых объектов управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Андрей Вяжевич.

Модератором выступил управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.

Участники круглого стола обсудили три особенно важных для города темы: транспорт и инфраструктура; экология и озеленение; креативные индустрии.

Новосибирск спасут трамваи 

Первым в транспортной секции выступил руководитель аналитического отдела портала «Тайга.инфо» Алексей Мазур и обозначил основные проблемы, которые городу необходимо решать в срочном порядке:

— Я считаю главной проблемой Новосибирска — пробки, потому что остальные проблемы в той или иной степени из нее вытекают. Когда мы, например, говорим о нехватке социальной инфраструктуры, то ее не хватает, потому что где-то построены микрорайоны без этой инфраструктуры, и люди не могут выехать и доехать до тех мест, где эта инфраструктура есть. Как только мы решим проблему транспорта, у нас сразу решится много других проблем, связанных с нехваткой мест в школах и пр. Мы решим экономические проблемы. Потому что, понятно, что Новосибирск возник как транспортный узел и продолжает жить и развиваться благодаря тому, что он включен в обеспечение транспортных путей. И если мы посмотрим, в чем Новосибирск — главный, то поймем, что несомненно — в логистике. И тенденция идет к тому, чтобы он стал главным во многих других вещах. Но для начала нужно решить проблемы транспорта.

Эти проблемы, помимо прочего, порождают экологические сложности — люди жалуются на загрязнение воздуха. Если мы посмотрим, чем именно загрязнен наш город, то обнаружим превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) автомобильных выхлопных газов и выхлопов от печей и котельных. Если мы решаем проблему транспорта — уменьшаем пробки, снижаем уровень выхлопов — у нас улучшается экология.

И одна из главных проблем внутри этой проблемы: у Новосибирска отсутствует какой-либо план решения. Вернее, наметки есть, есть генплан и прочее, но реальные действия чиновников никак не коррелируют с этими планами. Планы пишутся для галочки.

Как можно решить проблему? Многие думают, что это нечто сложное. Но чтобы ее решить, нужно понять, что транспорт характеризуется двумя вещами. Первая — это транспортный коридор. Второе — это количество людей, которые могут по этому коридору проехать. Так вот, сейчас самым неэффективным способом перевозки людей выступает личный транспорт. По одной полосе движения может проехать порядка 1000 человек в час, тогда как автобусы везут порядка 3000-4000 человек в час, трамваи — от 5000 до 30 000 человек в час. В среднем трамвайная линия в 10 раз эффективнее, чем полоса движения автомобилей. Поэтому спасение Новосибирска состоит в том, чтобы покрыть его сетью общественного транспорта. Согласно данным Минтранса, общественный транспорт безопаснее автомобиля: автобус на 1 млн перевезенных пассажиров создаст в 40 раз меньше ДТП, чем личный автомобиль, а трамвай — в 137 раз меньше. У трамвая — максимальная возможная провозная способность среди всего уличного транспорта. Можно закладывать огромные многосекционные трамваи, которые не будут сильно уступать метрополитену по вместимости на состав. Это быстрее и дешевле, чем метро. Метро мелкого заложения стоит от 8 до 10 млрд руб. за км, глубокое — 15-20 млрд руб. за км. Сооружение стандартной станции на глубине обойдется тоже примерно в 10 млрд руб. На создание проекта и саму стройку уходят десятилетия. Трамвай же обойдется от 0,5 до 2 млрд руб. за км, а построить (или модернизировать) его можно за несколько лет.

У трамвая — колоссальный запас прочности, но цена «входа» трамвая в город довольно высокая —  это факт. У нас любят довести инфраструктуру до критической точки, после чего — на коленках посчитать экономику, по которой автобусы якобы оказываются выгоднее трамвая. Если же подойти к вопросу всесторонне, изучить износ асфальта, экологические аспекты, КПД двигателя, затрат на движение и прочие вещи, то окажется, что себестоимость перевозки одного пассажира в трамвае на 40% ниже, чем в автобусе. Неожиданно, да?

В 2021 г. в Новосибирске на ремонт дорог было потрачено 6 млрд руб. На ремонт трамвайных путей — 63 млн руб., то есть на то, что намного эффективнее, пошел всего 1% от выделенных средств. Все проекты, которые лоббирует региональное правительство — про автомобильный транспорт, не про трамваи.

Федеральное правительство начало выдавать деньги на развитие троллейбусов, трамваев и т.д., и компания «Мовиста» (Трансмашхолдинг) предложила проинвестировать Новосибирск на 38 млрд руб. (по концессии), что позволит дотянуть ветки до Плющихи, до Чистой Слободы, до Просторного. В результате трамвайная сеть увеличится со 137 км до 164 км, а пассажиропоток вырастет с 22,1 млн до 52,6 млн в год. Плата региона — 5 млрд руб. в год. Билетная выручка — 2,5 млрд руб. в год (то есть, выплаты концессионеру в размере 2,5 млрд руб. в год). Проблема финансовой нагрузки стоит остро. К сожалению, федеральный центр не хочет давать деньги даром, а область не хочет тратиться на концессии, хотя по вышеизложенному проекту бюджет напрягся бы не так сильно. Но руководство области приняло решение ограничить концессионную нагрузку на бюджет, и эта концессия не укладывается в лимит.

Проблема решаема, и бюджет на это совсем не велик по сравнению с тем, что тратится на «игрушки» типа ЛДС или четвертого моста. А это реально игрушки на фоне насущной необходимости. Проблемы решаемы, но нет политической воли, которую не проявляет ни один орган власти. И еще у нас в городе транспортную отрасль повсеместно возглавляют люди, которые ничего в ней не понимают.

*

Помощник депутата Законодательного собрания Новосибирской области, член партии «Новые люди» Марат Сафаров согласился с трамвайной теорией и проблемой кадров, а также сообщил, что «Новые люди» пытаются пролоббировать в Госдуме закон, который поможет решить бюджетные вопросы:

— Новосибирск попадает в топ-10 самых загруженных городов мира, обгоняя даже Париж, Лондон и Берлин. Новосибирские водители проводят в пробках 7 дней и 13 часов в год. На все это, по нашему мнению, есть несколько причин. Во-первых — точечная застройка города, вопрос инфраструктуры. Было бы здорово, если бы, прежде чем давать разрешение на застройку, администрация города прорабатывала вопросы инфраструктуры не только социальной, но и транспортной. Во-вторых — плохая уборка снега. Безусловно, нужно отметить, что ситуация относительно прошлого года несколько улучшилась, но и снега в этом году было меньше. В прошлом году мэрия отчиталась, что купила 20 машин и общее количество составило 560, но мы видим, что они не справляются, хотя техника на улицах города есть, она работает. В-третьих — недостаточное развитие общественного транспорта. Я согласен, что общественный транспорт необходимо развивать, и трамваи действительно могли бы серьезно разгрузить наши дороги. Но пока инфраструктура практически не развивается, и в целом муниципальный транспорт требует больших вложений для обновления. Можно долго говорить об этих проблемах, и на все вопросы к администрации ответ всегда один — денег у города нет. И их не дает как региональный бюджет, так и федеральный. Но, как мы думаем, дело не только в финансах, но и в компетенциях управленческих кадров администрации города. Можно долго говорить о деньгах, но если люди не могут решить элементарные вопросы — например, организовать грамотный вывоз мусора и очистку улиц — то, наверное, стоит поработать с кадрами. И что касается нехватки собственных средств у муниципалитетов, то наша партия как раз продвигает в Госдуме вопрос пересмотра межбюджетных отношений в России.

*

Начальник отдела нестационарных торговых объектов управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Андрей Вяжевич отметил, что транспортный коллапс, действительно, острый вопрос для города, и одно из верных направлений для отрасли, по его мнению, — цифровизация транспортной инфраструктуры. Чиновник отметил, что в преддверии Молодежного ЧМ по хоккею-2023 в городе ведется работа по размещению комфортных остановок. И это уже хороший шаг.

*

Главный архитектор города Александр Ложкин ответил на тезис о необходимости увязки строительства инфраструктуры со строительством жилья:

— Полностью разделяю эту позицию, потому что вся непостроенная инфраструктура — это неисполненные муниципальные обязательства. Но эта история — сложная: на каждый квадратный метр жилья, который мы строим, ложится еще от 5 до 15 тыс. руб., которые идут на инфраструктуру, и стоимость ложится на плечи покупателей. Мы понимаем эту проблему. Что делать? Первый выход — ручное регулирование, которым мы занимаемся постоянно. На сегодня законодательство, к сожалению, не увязывает строительство жилья с созданием инфраструктуры, то есть мы не можем возложить обязательства по строительству социальных и транспортных объектов на застройщика. Мы можем это закладывать только в рамках определенных договоренностей. Запретить строить мы тоже не можем — возможность строительства осуществляется в рамках действующего законодательства, застройщик вправе реализовывать то, что установлено правилами землепользования. Поэтому ручное управление — договоренности с застройщиками, которые сами заинтересованы в создании инфраструктуры вокруг своих ЖК — это первый выход из ситуации. Второй — это системные изменения. Мы их начали несколько лет назад, были разработаны программы развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, и это те документы, которые позволяют нам планировать на долгосрочный период (до 2030 г.) развитие такой инфраструктуры, и, соответственно, определять приоритеты и заходить с этими объектами в федеральные программы. Город сейчас не имеет самостоятельного бюджета развития, не может сам определять приоритеты — только через областные и федеральные программы, через получение соответствующих ресурсов. Главное, что было сделано — это принята новая редакция генплана, которая направлена на обеспечение сбалансированного развития территорий.

*

Директор компании «Интекко» Иван Крючков включился в дискуссию от лица бизнеса, который готов помогать транспортной инфраструктуре города развиваться без нагрузки на бюджет. Однако, по словам Ивана, город не совсем готов к тому, чтобы пользоваться этими благами, и компания «Интекко» несколько лет не может добиться разрешений на серийное строительство комфортных остановок, даже введя в эксплуатацию несколько инновационных объектов за свой счет для примера:

— Тема транспортной инфраструктуры очень широкая, даже глобальная. Наша компания является разработчиком, и нам есть, что предложить мэрии, и мы не раз предлагали. Я предлагаю обратить внимание на то, что мы имеем сегодня, посмотреть в окно и без долгого анализа понять, что происходит в городе. Например, у нас есть запущенный парк возле Дома Офицеров, а у нашей компании есть конкретные предложения, как поправить ситуацию с ним. У нас есть проект по благоустройству парков через инвестиционные кейсы, мы готовы внедряться в парковые зоны, улучшать там связь и параллельно делать что-то полезное и приятное для людей.

Мы демонстрируем, как можно изменить облик города не только внешне, но и с помощью цифровизации транспортной инфраструктуры. Мы делаем умные остановки, про которые разговариваем уже несколько лет, в том числе с мэрией, но пока все безрезультатно. Я никого не хочу обвинять, но все всегда сосредоточены на вопросе бюджетных денег, а я говорю, что с таким подходом ситуацию заведут в тупик, а потом попросят денег на спасение, потому что город — в разрухе, и надо что-то предпринимать, и начнут строить типовые скучные проекты. Я вижу проблему в том числе в калейдоскопической смене чиновников. Когда я начинал переговоры с мэрией, там был один начальник транспортного департамента, а теперь уже пятый. Сначала ты с одним о чем-то договоришься, а потом начинаешь общаться заново уже с другим, и дело не двигается с мертвой точки. И второе: катастрофическое отсутствие экспертизы у администрации в вопросе согласований, а также отсутствие договороспособности. Предприниматели приходят и говорят: «Бюджет нам не нужен, мы готовы вложить деньги, давайте договариваться, мы можем решить часть проблем за свои деньги — и всем будет хорошо». Но нет.

Мы сделали несколько умных остановок, презентовали на «Уюте» такую остановку даже с участием мэрии, подошли к возможности серийного запуска, но нам не дали это делать.

*

Член правления союза Архитекторов России (Томское отделение), совета Томского Проектного Объединения по повышению качества проектной продукции, совета Саморегулируемой организации Ассоциация «Томские строители» Василий Рыбаков поддержал Ивана, поделившись примером такой же закрытости администрации в Томске:

— Я хочу сказать, что с таким подходом ситуация в Новосибирске будет такая же, как в Томске: у нас практически остановились все стройки, почти встал центр, город не развивается, все застройщики практически ушли, проектные компании практически все вывели бизнес из Томска. Мы что-то делаем, предлагаем, нас просят переделать, не согласовывают, и это происходит годами — мы ходим кругами, как будто что-то просим, как будто нам нужны деньги, но мы, наоборот, предлагаем. У нас есть спроектированный объект, мы можем его при необходимости скорректировать и внедрить так, как нужно мэрии. Но в итоге три года мы ходим по кругу, хотя город мог бы давно получать объекты совершенно бесплатно, не вкладывая вообще никаких ресурсов. Мы не понимаем, почему бизнесу нельзя вкладывать деньги, почему простые граждане не могут получать комфортную среду.

*

Александр Ложкин заявил, что проблема в Новосибирске на самом деле решена: разработана полная линейка остановочных павильонов, она отдана в департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства, в департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, готовится соответствующий правовой акт, который утвердит муниципалитет. По словам Ложкина, вся линейка типовых остановочных павильонов давно разработана, в том числе остановочный павильон связи, в том числе и антивандальные павильоны, которые должны заменить «знаменитые синие остановки».

«И по поводу конкретно переговоров с «Интекко»: как только у нас появились остановки, как на «Уюте», с мачтами связи, у нас пошли жалобы граждан и депутатов, и это очень серьезная история — жалуются на установку антенн связи в непосредственной близости жилых домов», — заявил Ложкин.

Иван Крючков ответил: «Это такой ход со стороны администрации — сказать, что поступили жалобы. Никто не жалуется! Я лично сам эксплуатирую объекты, я за ними слежу, ко мне подходят люди и благодарят. Основной момент — в ответе на вопрос. Вы говорите, что у нас уже есть решение по остановкам со связью, но у нас с вами ведется деловая переписка, а вы нас даже не проинформировали, вы не уважаете своих контрагентов».

После этого слово взял генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Александр Зырянов, который как житель Новосибирска и человек, понимающий в вопросах бюджета, считает, что проблемы можно решить без больших финансовых потерь, более того — бюджет может легко зарабатывать дополнительные деньги:

— Я скажу не как директор АИРа, а как житель Новосибирска. Разговоры о том, что у мэрии нет денег — вечны. Для справки: бюджет Новосибирска — 55 млрд руб., Екатеринбурга — 47 млрд руб. Сравните города по внешнему облику. Екатеринбург намного ухоженнее, а они одинаковые по площади и численности населения. Я как житель Новосибирска, когда еду из Толмачево домой по мосту, каждый раз вздрагиваю, когда вижу под ним дома, которые будто высыпали туда небрежно из мешка, а это видовая часть города! Я на это смотрю и думаю: как нужно ненавидеть Новосибирск, чтобы сделать такую застройку в центре? Если мэрия не может «заставить» застройщиков строить так, как нужно городу, если вы не можете настоять на совсем, значит, вы не власть. Очень много в городе мелочей, которые портят его облик. У меня такое ощущение, что в мэрии кто-то очень не любит Новосибирск. Очень многие вещи требуют простых решений: например, в Первомайском сквере, где урны всегда переполнены мусором, можно просто поставить баки чуть больше. Я уже много лет думаю: интересно, кому-нибудь когда-нибудь придет такая идея в голову? Далее: вечное «нет денег». А почему мэрия не вводит доплату за изменение категории земель? Эти деньги можно полезно использовать для города. И таких элементарных механизмов, которые могут решить проблемы, очень много, и они даже не требуют денег. Тезис о том, что не хватает денег — это неправда, забудьте про него. Уже даже Омск с бюджетом в 18 млрд руб. выглядит лучше, чем Новосибирск.  

Александр Ложкин ответил: «Когда мы сравниваем бюджеты, нужно сравнивать еще и бюджетные полномочия, которые есть в каждом городе. Они разные во всех городах. Что касается облика: с 2007 г. мэрия не имеет права согласовывать архитектурный облик объектов по законодательству РФ, и ровно так же по законодательству мэрия не имеет возможности и права взымать деньги за изменение категории земель. И, к сожалению, не все субъекты законодательно равны. Мы будем вводить процедуру добровольного согласования внешнего архитектурного облика города. И мы ее обсуждаем сегодня с застройщиками».

Имидж — ничто

От транспортных проблем обсуждение перешло в плоскость экологическую. Новосибирск давно страдает от неприятных запахов, которые периодически накрывают город и долго не выветриваются. Общественники и юристы не раз искали источники и даже находили, но проблема не решается уже несколько лет, и это влияет не только на качество жизни горожан, но и на имидж города.

Первым выступил общественный деятель Владимир Кириллов, занимающийся поиском источника запахов:

— Недавно «Тайга.инфо» написала о том, что запахи зимой навеваются из реконструируемого магистрального коллектора, который несет фекалии через Кудряшовское муниципальное образование на очистные сооружения Горводоканала. История продолжается давно. Я не знаю, кому надо было перекладывать с больной головы на здоровую, но этот факт был установлен летом. Общая площадь очистных сооружений Горводоканала — более 100 га. Прокуратура еще в 2012-2013 г. говорила о том, что Горводоканал сливает неочищенные стоки с превышением ПДК по уровню микроорганизмов в 15 тыс. раз. То есть там есть нарушение. Просто депутаты-предприниматели боятся говорить правду в глаза монополистам. Запахи, которые накрывают Новосибирск, — это запахи со скрытого магистрального коллектора Горводоканала. Просто никто не обратил на это внимание. А вообще к Горводоканалу много вопросов. Мы, общественники, просим доступ, чтобы нам показали, что происходит на очистных сооружениях, но это закрытая территория — туда вообще невозможно попасть.

В целом запахи исходят из канализаций, у нас есть десятки тысяч частных домовладений, и большая часть договоров на утилизацию продуктов жизнедеятельности — «черная», лицензированных организаций нет, зачастую это нелегально сливается в коллекторы, которые частью находятся на балансе Горводокаланала, а частью — нет. Это все потом попадает в малые реки. Мы, когда проводили свое исследование, зафиксировали все эти факты.

Но я хотел бы отметить и то, что у нас часто зимой случается штормовое предупреждение из-за количества вредных примесей в воздухе. Порог превышается и из-за недобросовестной работы промпредприятий, и из-за «паленого» топлива, при сгорании которого образуется диоксид серы — сильный канцероген. Это в том числе создает ту самую запыленность города. Запахи — это одно, а качество воздуха — это еще одна огромная проблема. А у нас, между тем, растет количество онкологических заболеваний. И в мэрии этим никто не занимается.

*

Сотрудник института катализа и директор компании «Утокс» Андрей Загоруйко отметил, что эта проблема для Новосибирска больше даже не экологическая, а имиджевая:

— У прилетающих в Толмачево гостей (да и жителей) с первым вдохом случается не самое приятное впечатление о городе. И запахи очень сильно запоминаются. Проблема эта не экологическая еще и потому, что часто по этим запахам нет превышения ПДК. Вонь есть, а превышения нет. Это неприятно, но не вредно, поэтому, по большому счету, никто не обязан с этим бороться, если говорить просто. И решение этому есть. Существуют технологии переработки и обезвреживания таких выбросов. И наука, и частные компании технически эту проблему решить могут, но главный вопрос здесь — в информации: для решения нам нужна постановка задачи. Потому что мы не знаем, что такое — эти запахи. Потому что одно дело — газовые выбросы, другое дело — переработка ила (если говорить об очистных сооружениях) и третье дело — те самые запахи. Под каждую задачу есть технологии решения, и надо понять, в чем именно состоит задача. Поэтому нужна политическая воля мэрии и областного правительства, чтобы это движение началось. Потому что есть кому провести мониторинг и измерить состав выбросов, главное — чтобы все сдвинулось с мертвой точки. Когда дойдет до понимания, в чем проблема, и какова задача — мы готовы включаться и решать ее технически.  

Не стоит забывать, что у Новосибирска есть уникальный момент, который отличает нас от многих городов: у нас такой научный и производственный комплекс, что мы все эти задачи легко можем решать своими силами, без завоза технологий, можем сами разрабатывать технологии под неожиданное применение. Изготавливать, применять, запускать — это наше естественное преимущество, которое можно было бы использовать для того, чтобы Новосибирск все-таки гордо нес свой флаг третьего города России и главного города Сибири.

*

Член Общественной палата Новосибирской области, комиссия по экологии и охране окружающей среды Ирина Хапко отметила, что поднимать проблемы и добиваться их решений помогают общественные палаты, которые для этого и существуют, и необходимо туда обращаться, но пока эта практика не так распространена, как хотелось бы:

— Я — предприниматель, и у меня «экологически вредный» бизнес — химчистки, поэтому я хорошо знаю, что такое сохранять экологию. Я хотела бы здесь отметить, что в вопросе, который мы обсуждаем, крайне важно взаимодействие власти с бизнесом. Если мы говорим о том, что мэрия и область должны поддерживать коллекторы, вывозить мусор и прочее (так как государство выделяет на это деньги), то мы должны спрашивать с власти, все ли отремонтировано, все ли исправно работает. Но есть вторая сторона — бизнес: те ассенизаторские машины, которые вывозят у жителей отходы, не всегда довозят их до коллекторов. С введением лицензии на вывоз мусора и других отходов что произошло в городе? В два раза подорожал вывоз «черного» мусора. Это происходит из-за того, что у машин нет лицензии — они берут в два раза больше денег, а ночью вывозят в ближайшие места. Так у нас стало больше несанкционированных свалок. Поэтому одно из важнейших направлений — нам нужен какой-то орган, типа экологической полиции, который мог бы все это контролировать. И если мы говорим о воздухе, то у нас в законодательстве нет федерального закона о запахах и нет четких норм. И бизнес, у которого есть санитарные нормы по утилизации отходов, просто не соблюдает их, так как нет закона. Бизнес не хочет терять в своих доходах, а строительство очистных сооружений — это огромные затраты. Поэтому ситуация складывается не самая приятная и экологически, и имиджево. И здесь я хочу отметить, что в такой путанице могут помочь общественные обсуждения, есть общественные палаты, и нужно пользоваться этим органом — государство в интересах граждан создает законы, но как оно может изменить закон, чтобы он для нас был приемлемым, если мы, зная о своих проблемах, сидим и молчим? Нужно обращаться в общественные палаты, потому что у них есть контакты со всеми структурными подразделениями.  

*

Следующей темой экологического блока стало озеленение города и предпринимательские инициативы. Этот вопрос не настолько болезненный, так как здесь есть и орган власти, отвечающий за озеленение, и нормативные документы, и инициативный бизнес. Однако в вопросах волонтерства есть загвоздки.

Автор проекта volonter54.ru Игорь Румпель поделился опытом проведения озеленительных кампаний с волонтерами от бизнеса и мнением о том, почему важно вовлекать людей в проблемы и жизнь города:

— Я занимаюсь привлечением горожан и бизнеса к деятельности по озеленению и вопросам комфортности городской среды и предлагаю рассматривать комфортную городскую среду как совокупность материальных и социальных аспектов, потому что нужно работать с жителями, вовлекать их в деятельность города, чтобы они чувствовали ответственность. Я долго занимался озеленением, и ко мне часто обращались люди, которые хотели бы помочь своей территории стать красивее и зеленее. За прошлый год мы с такими неравнодушными гражданами, в том числе от бизнеса, вложили порядка полумиллиона внебюджетных средств для озеленения города. Выполнили много посадок. Но я бы хотел отметить, что у горожан на сегодня почти отсутствует возможность как-то проявлять свое участие в жизни города. Раньше мы выходили на субботники, высаживали растения, сегодня такая возможность отсутствует, потому что высаживать растения можно только по проекту, а выстроить систему взаимодействия, когда человек пришел и посадил свои саженцы, почти невозможно. Я работаю над созданием инструмента, который позволил бы совместить потребности города в озеленении с возможностью для жителей проявить себя и сделать что-то доброе. Если у города озеленение идет, увы, по остаточному принципу, то волонтеры вкладываются максимально дорого, потому что вряд ли они будут высаживать каждый день свои деревья, но однажды выйти со своей семьей или компанией для них важно. Они делают большие мероприятия, они не стоят за ценой, потому что хотят посадить хорошее и дорогое. Это волонтеры от бизнеса. Это круто, когда человек, живущий в городе, понимает ценность того, что он сделал, и если он сам посадил какое-то растение, то вряд ли он будет ломать соседнее. Он это делает вместе с семьей, с сотрудниками, транслируя эти ценности дальше. Я считаю, что городская среда — это не только материальные объекты, это еще и социальные аспекты, и взаимодействие граждан между собой, причем на понятных условиях, со всеми муниципальными службами, с бизнесом и т.д.

*

Председатель регионального представительства Национального совета по корпоративному волонтерству в Новосибирской области (НСКВ НСО), управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Дмитрий Шарков рассказал о вкладе, который корпоративные волонтеры вносят в поддержку мероприятий по озеленению городского пространства:

— В нашем регионе уже более трех лет на системной основе действует сообщество корпоративных волонтеров, объединяющее 16 социально и экологически ответственных компаний и организаций.

В приоритете волонтерской деятельности, которая во многом реализуется во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области, находятся поддержание и дальнейшее развитие экологической культуры в обществе, популяризация бережного отношения к окружающей среде, проведение экологических акций, включая озеленение и лесопосадки.

В 2021 году волонтеры компаний-участников НСКВ НСО приняли участие в 7 экологических акциях по уборке береговых зон и сохранению лесов. Кроме этого, волонтеры нашей компании неоднократно участвовали в озеленении и благоустройстве Центрального парка культуры и отдыха Новосибирска, а компания выделяла ресурсы на покупку саженцев цветов и кустарников.  

Для ответственного бизнеса участие в городских эко-мероприятиях — это важный компонент местной стратегии в области устойчивого развития, реализация которого позволяет поддержать инициативных сотрудников в стремлении содействовать повышению качества жизни в городах, где они живут и работают. Как результат, такие проекты становятся центром притяжения и объединения усилий общества, власти и бизнеса, формируют «зеленый» облика города, что способствует достижению целей устойчивого развития как на региональном, так и на федеральном уровнях.

*

Доцент кафедры строительства УрФУ, руководитель группы ландшафтного дизайна компании Брусника Алексей Хриченков поделился опытом Екатеринбурга, в котором системная работа над благоустройством и озеленением пространств началась с большого исследования.

— Три года назад мэрия Екатеринбурга обратилась в Уральский федеральный университет с запросом на разработку стандартов благоустройства общественных пространств. Мы предложили двигаться постепенно и, на мой взгляд, опыт Екатеринбурга можно транслировать и на Новосибирск. Мы разработали документы: Концепцию благоустройства Екатеринбурга, Стандарт благоустройства улиц и Стандарт благоустройства набережных и парков. Спроектировали свое видение города будущего: сеть связанных открытых рекреационных зеленых пространств в виде трех колец. Первое — периферийное кольцо из лесных парков и лесов, второе — срединное кольцо из парков и лесных парков, и внутри пояса — система обособленных озелененных пространств. Все три пояса связаны плотной сетью благоустроенных озелененных улиц.

Что касается набережных, то это ключевые общественные пространства, которые становятся триггером развития всего города, и проблемы акваторий во всех городах примерно одинаковые — застройка и заключение малых рек в коллекторы, выторфовывание болот для застройки, загрязнение акваторий и минимальный доступ человека к воде. Когда мы говорили о том, как функционально насытить территории набережных, пришли к выводу, что не нужно каждый участок набережной насыщать и детской функцией, и спортивной, и для отдыха, и скейтпарками. Мы предложили в концепции равномерное распределение этих функций по береговой линии.

Для разработки стандарта благоустройства улиц провели исследования местности: совместили карты подтопления территорий, высоких грунтовых вод, и подтвердился тезис о том, что те улицы, которые находятся в пониженных участках рельефа — затапливаются, ливневая канализация не справляется. Поэтому в новом стандарте улицы, которые находятся на руслах бывших малых рек, нуждаются в максимально активном озеленении с использованием технологии дождевых садов для минимизации затоплений и повышения водоэффективности ландшафта. Стандарт предусматривает два типологических признака улиц: геоморфология улицы и характер ее пользования. В соответствии с геоморфологическими признаками существует три типа улиц, подобный подход можно использовать и в Новосибирске.

Специалисты УрФУ и Брусники считают, что создание комплексного стандарта благоустройства зеленых территорий — только первый шаг в настраивании экологического баланса города. Следующая стадия — понимание, сколько пользы экономике и человеку приносят зеленые пространства, введение в повестку термина экосистемных услуг (тех, что оказывает природа). Методика перевода их в деньги в Европе разрабатывается с конца 70-х годов прошлого века. В Швеции, например, на полном серьезе могут сравнивать финансовую выгоду от пятиполосного шоссе и парка. В России эта тема двигается с большим скрипом, у столиц Урала и Сибири есть шанс стать новаторами.

*

Заместитель начальника управления по благоустройству общественных пространств мэрии города Новосибирска начальник отдела управления озелененными общественными пространствами Мария Смирнова рассказала о том, что благоустраивать город и выходить с озеленительскими инициативами теперь стало проще, так как появившееся два года назад управление нацелено именно на эту работу:

— Сфера наших вопросов — это благоустройство общественных пространств, у нас есть Горзеленхоз и есть проектная дирекция парков культуры и отдыха, которая отвечает за парки и набережные, а также за городские леса. Мы сейчас занимаемся процессом строительства городского питомника, где будем высаживать посадочный материал для нужд города. Сейчас такого питомника в городе нет, он был необходим.

Схема, по которой мы работаем с общественными территориями, такова: если мы запускаем комплексное благоустройство сквера, аллеи или большого парка/набережной, мы начинаем с анализа территории. Мы привлекаем исследовательские институты – начиная от геодезии и, если нужно, геологии — и формируем проект благоустройства, который обязательно обсуждаем на нашем портале «Зеленый Новосибирск». Все проекты проходят онлайн-обсуждение на сайте, и мы стараемся все комментарии и вопросы принять и учесть.

Другая задача, которой мы обеспокоены — это формирование водно-зеленого каркаса Новосибирска. Ее как раз озвучил коллега из Екатеринбурга, и он правильно сказал, что этим вопросом занимаются уже многие города, и мы в том числе. Создана рабочая группа, в которой львиную долю составляют представители научного сообщества. Сейчас мы — в начале пути, мы ведем большую аналитическую работу, мы разбили город на несколько кластеров по бассейнам рек, и на этот год наша задача — проанализировать огромный пласт всех документов, начиная от проекта планировки, заканчивая отчетами по конкретным вопросам, связанным с водным ресурсом Новосибирска — это и малые реки, и водоемы, и пруды, и карьеры, и большой Обской бассейн. То же самое — с зелеными пространствами.    

Мы уже проделали большую работу до того, как вступить в этот проект, и у нас на карте города и на муниципальном портале показаны все общественные зеленые пространства, их 238. Часть из них — это уже благоустроенные и существующие парки и скверы, но есть и резервные территории. Они все в основном находятся на периферии, в больших жилых массивах. Мы их выделили как зеленую зону и находимся в тесном взаимодействии с департаментом строительства по этому вопросу — следим, чтобы территории оставались в резерве, и никто на них не помышлял строительство.

*

Начальник отдела сопровождения проектов благоустройства и озеленения МКУ «Проектная дирекция департамента культуры, спорта и молодежной политики», к.биол.н. Светлана Гижицкая отметила важность эффективного диалога между мэрией и волонтерами от бизнеса по озеленению города, чтобы работа не пропадала даром, так как часто при подобных инициативах совершаются ошибки:

— Я бы хотела отметить, насколько важно привлечение общественности именно к озеленению города. Ведь благодаря тому, что мы выстроили эффективное взаимодействие, нам удалось отойти от ритуальных акций, когда люди высаживали, как им казалось, на пустых участках, саженцы высотой 15-20 см, и растения погибали. Все мы знаем эту «эпидемию» акций — садили миллион деревьев, которые не выживали. Но чтобы активно и грамотно озеленять, важно выстроить взаимосвязь между людьми, которые хотят сделать город зеленее, и возможностями, которые мы обязаны предоставить. Мы должны сделать так, чтобы были подготовлены соответствующие территории, подготовлен посадочный материал и план, как это все сделать. Когда все учтено — акции становятся намного эффективнее. Чтобы это сделать, нужно знать, что происходит на территории, нужно понимать, какие есть болевые точки. А это те самые исследования, о которых мы сказали выше. Идеальное состояние — это когда на любой и каждой озелененной территории есть четкий план, когда мы понимаем, какие проблемы на этой территории нужно решать, и что нам для этого необходимо. Как только составлен комплект проектной документации, мы понимаем, что конкретно нам необходимо — сколько деревьев, какое участие и каких людей. Если, например, нам нужны крупномеры, то понятно, что это не будет общественной акцией, потому что одно дерево будет весить от 10 до 50 кг. Но если люди хотят участвовать в озеленении, они могут высаживать кустарники, травянистые растения, создавать клумбы. И таких примеров — масса. Это что касается зеленого волонтерства. Но есть другой важный момент: поскольку мы работаем только два года, нам нужно было, по сути, на пустом месте создать эффективные связи с экспертным сообществом, и мы создали зеленый совет, в составе которого свыше 40 человек — это представители и ландшафтной отрасли, и научно-исследовательских институтов. Есть огромное количество задач, которые требуют решения, но, чтобы их решить, нужны рабочие инструменты. Они сейчас есть, но это не говорит о том, что мы можем их враз решить. Однако наше управление для того и создано, чтобы над этим работать.  

Трансформация сознания

Последняя секция — креативная экономика — стала не менее жаркой, чем обсуждение транспортных проблем, так как внимание к креативным индустриям — явление достаточно новое для Новосибирска, и пока даже не все понимают, что к ним относится, а также — причем здесь бизнес и власть?

Дело в том, что изначально креативной экономикой назывался особый сектор, основанный на интеллектуальной деятельности, теперь он оброс смежными сферами и представляет собой отдельный большой пласт экономики. Но пока ее основная характеристика — это высокая степень неопределенности. Однако инвесторы больших городов все же смотрят в эту сторону и создают успешные проекты, вкладываясь в реновацию депрессивных территорий или возрастных пригородов.

Ярким примером стал уральский город Сысерть, находящийся в 45 км от Екатеринбурга. Глава Сысерти Дмитрий Нисковских в рамках форума Иннопром, который прошел в июле 2021 г., поделился необычным опытом возрождения заброшенных производственных территорий и рассказал о проекте по превращению унылого городка в центр креативной индустрии. Этот опыт описан на страницах «Делового квартала».

А что сделал Новосибирск? Например, у нас есть ресторанный проект «Типография», расположившийся «на руинах» бывшей типографии. О нем «ДК» также рассказывал на своем портале. В этом же материале рассказана история, как новосибирский бизнес вкладывается в реновацию заброшенной территории в Томске. Но, конечно, хотелось бы, чтобы новосибирские предприниматели больше смотрели в свой город.

*

Управляющий партнер агентства «Мелехов и Филюрин» Владимир Томко поделился мнением о том, почему бизнесу трудно пока осознать себя частью креативной экономики:

— Для начала поясню: есть 14 отраслей, которые относятся к креативной экономике — начиная от архитектуры и заканчивая НИОКРами — и городские пространства как культурные точки притяжения в том числе входят в это понятие. Есть мнение, что креативная экономика — это мифотворчество, и если говорить о ней в этом ключе, то ее основная черта состоит из двух частей. Первая — парадная, официозная, которую никто не любит, потому что она как раз во многом относится к мифотворчеству, — это госорганы. А вторая — это люди, которые стоят на земле и эту креативную экономику качают. Это важный момент: люди ведь внезапно узнали о том, что они относятся к субъектам креативной экономики. То есть они до этого спокойно делали свое дело, а потом выяснилось, что они относятся к креативной индустрии, являются равнозначными экономическими субъектами и должны приносить, согласно федеральной концепции, не менее 3% ВВП. Эта задача поставлена в Новосибирской области до 2025 г. Но если возвращаться к истории, то важно отметить: например, геймдизайн как таковой, разработка программного обеспечения и, в частности, производство видеоигр являются у нас самой развитой отраслью креативной экономики в регионе, но при этом 95% компаний, которые могли бы платить налоги в Новосибирской области, платят их там, где они зарегистрированы, являясь при этом резидентами Технопарка. Поэтому все мифотворчество вокруг креативных индустрий связано с тем, что у нас есть государственные концепции, стратегии развития и дорожные карты — и они нужны, потому что это трансформационный процесс и очень мощные изменения в экономическом укладе — а с другой стороны есть люди, которые что-то делают «на земле» (развивают ресторанный дворик, например), и они не хотят идти разговаривать с властью — им это не надо. Потому что у них до этого момента, как они думают, все было хорошо. И, наверное, ключевая задача сейчас — это выстраивание внятной и адекватной коммуникации между официозной частью креативной экономики (тем же самым координационным советом по развитию креативных индустрий региона) и людьми, которые «на земле». Вот основная проблема: люди, которые действительно эту экономику создают, являются ее субъектами, не понимают, зачем им этот диалог. При этом загвоздка в том, что и без тех, и без тех ничего не получится. Одни делают, другие это регламентируют. И пока они разговаривают на совсем разных языках.

*

Иван Крючков как представитель бизнеса ответил, почему предприниматели не хотят диалога с мэрией: «Почему новосибирские компании, которые в том числе относятся к креативным индустриям, не хотят иметь здесь даже налоговую прописку? Все очень просто: когда мы, например, едем на сколковское мероприятие и презентуем стартап, к нам подходят люди из Казани и говорят: приезжайте к нам, делайте у нас налоговую прописку и у нас работайте, мы вам дадим все варианты для развития. А в Новосибирске у нас есть множество инновационных компаний, которые ходят к чиновникам, как городские сумасшедшие, предлагают, говорят, что готовы делать вот это и вкладывать столько-то своих денег. А над ними хохочут, дают отписки. Ну кто захочет с таким неуважительным отношением работать дальше? Нужно уважительно подходить к своим землякам, которые не просто небезразличны к городу, но готовы для него что-то предложить».

Александр Зырянов согласился с тем, что инициативным проектам нужно больше поддержки: «Креативные индустрии начали звучать совсем недавно, и дело в том, что здесь необходимы какие-то понятные меры поддержки, мысль о которых пока толком не оформлена. У нас есть отдельная поддержка для IT-индустрий, для других отраслей, а креативные индустрии остаются в стороне. Но их нужно поддерживать, потому что это уменьшает отток квалифицированных кадров — когда людям есть, что и на что делать, они не уезжают и работают».

Владимир Кириллов был жестче, заявив, что просто чиновники мэрии не хотят работать с бизнесом по каким бы то ни было вопросам: «Почему не работают с бизнесом по теме благоустройства, созданию общественных пространств? На парки за последние два с половиной года потрачено свыше 2 млрд руб. Но бизнесу там места нет, потому что единственным исполнителем работ по благоустройству является одна организация. Второе: у нас в очереди стоит бизнес, который готов вкладывать день в парки, в том числе в водоохранных зонах, но чиновникам мэрии не интересно работать с бизнесом. Бюджет проще тратить, когда у тебя есть своя коммерческая организация, которая выступает единственным поставщиком услуг. И я считаю, что наша задача — прекратить растрату денег бюджета города Новосибирска на благоустройство парков, начать работу с бизнесом по привлечению средств, тем более, что у нас есть нацпроект по туризму (Новосибирск же не предоставил федералам ни одного проекта по этой теме) — пустить средства на решение тех вопросов, которые поднял господин Мазур — на закупку троллейбусов, на очистку улиц к Молодежному ЧМ по хоккею. И, учитывая то, что у нас начинается новый политический сезон, вопросов к депутатам будут звучать все больше и больше».

Начальник управления молодежной политики мэрии города Новосибирска Ирина Соловьева в ответ на это отметила, что у власти есть как определенные возможности, так и некоторые ограничения, и это следует учитывать:

— Креативная экономика — это некий мейнстрим или, возможно, мифотворчество. А, возможно, это будет то, что определит айдентику города. Давайте перейдем из позиции обвинения мэрии в позицию дискуссии о том, что можно сделать для города такого, что выведет его на новый уровень развития. Мы знаем много интересных примеров использования ветхих пространств под креативные кластеры и бизнесменов, которые готовы что-то делать и которых мы готовы поддерживать. К примеру, лофт «Подземка»: его создатель Александр Гинтер выкупил старую водонапорную башню на пл. Маркса и готов делать там новую точку притяжения в городе, мы сейчас размышляем о том, что это может быть. Мы хотим сделать на левом берегу новое культовое место, я лично как житель левого берега в восторге от того, что башня снова заживет. Это очень крутое место, и, если мы все вместе создадим его новый концепт, это будет продуктивно и правильно, и она станет максимальной точкой притяжения. Можно брать такие примеры за основу, чтобы не было ощущения безнадежности. Есть, конечно, момент негативных отношений между мэрией и бизнесом, но давайте не превращать это в невротическую ситуацию, а попробуем выразить конструктив.

*

Руководитель проектов УК Выбор Юрий Гельман* тоже решил привести удачный пример конструктивного подхода к креативному проекту, который помог и городу, и бизнесу:

— Я бы хотел поделиться своим примером, как мы случайно оказались в креативной экономике. Мы занимаемся реконцептами и пытаемся ввести новый формат недвижимости в городе. Приведу два примера. Первый — это наш лофт-проект Ф-39 на ул. Фабричной. Это было очень старое производственное здание в 5 тыс. кв. м, в убитом состоянии. Мы его полностью реновировали, сделав креативное пространство — лофт с коммерческими помещениями. Второй проект, который начинает реализовываться, — это реновация здания бывшей кинокопировальной фабрики на ул. Добролюбова, 16. В течение 3-4 лет будет реновировано порядка 7 тыс. кв. м, постепенно площади будут вводиться в эксплуатацию. Это все действующий на сегодня арендный бизнес — офисы, склады.

На своем примере я хотел бы пояснить, чем в нашем понимании классическая коммерческая недвижимость отличается от современной, креативной. Сейчас это лофтовые арт-пространства с большим количеством мест общего пользования — холлы, террасы на крышах пользуются большим успехом, несмотря на уменьшенное количество эффективных площадей. Мы мыслим о людях, поэтому делаем пространства с кухнями, на которых арендаторы лофта могут обедать и проводить время. Это тоже своего рода креативное пространство внутри лофта. Также мы отличаемся тем, что проводим на своих площадках мероприятия. И вот, отвечая себе на вопрос — зачем все это нужно, зачем вся эта креативная экономика, и что это такое — я подумал, что креативная экономика — это не совсем про создание нового, это про эффективное использование того, что уже есть, про создание комфорта.

Еще один вывод, который уже касается бюджета: нужно смотреть на задачу глубже, не делать просто ради исполнения. Зачастую бывает так: задача стоит — задача выполнена, но глубоко никто не копает, не думает над функциональностью решений и смыслами. А концепции и смыслы дают добавленную стоимость. Зачем мы, например, все вышеперечисленное делаем? Нам это дает добавленную стоимость: я сдаю в аренду эффективнее, дороже, и у меня существенная заполняемость. Что хотелось бы донести до власти: объективно, то, что делаем мы, можно экстраполировать на любые объекты недвижимости в нашем городе — лучше работает то, что чисто и презентабельно, что лучше выглядит.

*

Александр Ложкин поддержал дискуссию, отметив, что «Новосибирску без креативных индустрий — просто никуда»:

— Если есть города рабочие, промышленные, которые, в общем-то, заточены под другое, и прекрасно проживут без креатива (хотя они тоже озабочены этой темой), то в Новосибирске сегодня развитие креативных индустрий в широком понимании (вместе с архитектурой, наукой и прочим) — это магистральная тема развития. И проект «Академгородок 2.0» — как раз про это. Соответственно, когда мы, условно говоря, покупаем троллейбусы, мы должны это тоже иметь в виду. И когда мы говорим о городе, о его развитии, то мы поднимаем вопрос о том, где это развитие будет концентрироваться. Понятно, что в первую очередь это будет центр города, где развитие происходит уже сегодня; понятно, что это Академгородок и территории вокруг Технопарка, Смарт-сити. Из территорий, где это развито меньше, в первую очередь стоит учесть Военный городок — территорию с огромным потенциалом. Улица Фабричная обязательно должна развиваться — сегодня там этот процесс уже начат. То есть понимание по территориям есть, и поддержку мы, очевидно, будем оказывать тем инициативам, которые будут исходить от предпринимателей.

*

Дискуссия завершилась общим мнением: о каждой из этих проблем можно говорить годами, однако лучше налаживать контакты и просто что-то делать, хотя бы минимально, тем более — примеры успешного взаимодействия бизнеса и власти все-таки есть, а неудачные коммуникации — это тоже часть жизни и точка роста, причем как для бизнеса, так и для власти, которой необходимо пересмотреть подходы к кадровой политике, к регламентирующим документам и законотворчеству.

Более глубоко затронутые темы «Деловой квартал» планирует обсудить на форуме «Будущее города» в апреле. Форум призван объединить усилия инициативного бизнеса и, по возможности, власти, для поиска эффективных решений.

 Фоторепортаж Егора Тиммермана

 

* - выполняет функции иностранного агента