Меню

В Новосибирске тестируют тренажер для улучшения когнитивных функций

Предоставлено Алексеем Андреевым. Иллюстрация: DK.RU

Команда стартаперов (резидент Технопарка Академгородка и победитель бизнес-акселератора А:СТАРТ 2020) на базе лаборатории НГУ запустила тестирование нейротренажера по улучшению когнитивных функций.

Команда Андреева (проект «Клавиатурный тренажер Андреева» — резидент Технопарка и победитель бизнес-акселератора А:СТАРТ в 2020 г.) на базе структурного подразделения ФИТ НГУ Лаборатории Инжевика запустила научное тестирование эффективности влияния компьютерного тренажера на формирование динамического стереотипа печати как метода влияния на когнитивные функции. Говоря простым языком, исследование о том, что тренировка пальцев на нейротренажере действительно улучшает память, внимание и координацию. Средства на проведение в размере 500 тыс. руб. выделил Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям Бортника).
Мы выдвинули гипотезу, что группа, занимающаяся на тренажере, покажет рост когнитивных функций. Это позволит рекомендовать его как средство улучшения памяти, внимания и исполнительных функций, — рассказал нейропсихолог и руководитель проекта TypeHot.com Алексей Андреев «Деловому кварталу».
Во время исследования на базе лаборатории НГУ испытуемым проводят тестирование когнитивных функций мозга и записываются его электроэнцефалограмму. Как рассказал Андреев, нужно показать эффективность тренажера для людей старшего возраста (и не только) с помощью доказательной медицины на уровне нейробиологии. В исследование входит запись и анализ ЭЭГ и множество когнитивных тестов.
 
Цель проекта — исследовать компьютерный тренажер на формирование динамического стереотипа печати как метода влияния на когнитивные функции.
Задачи:
выявление функциональных изменений биоэлектрической активности ЭЭГ у активной группы по сравнению с контролем;
оценка когнитивных функций посредством компьютерных тестов до и после курса тренировок активной группы и по сравнению с контролем.
23 здоровых добровольца были набраны и разделены на две части — активная группа, которая тренировалась на тренажере, и контрольная. Участники прошли нейрофизиологическое тестирование, состоящее из 64-канальной электроэнцефалограммы (ЭЭГ). ЭЭГ была записана в состоянии покоя, а также в экспериментальной задаче во время тренировки на тренажере.

— Сейчас мы проводим исследования, с записью электроэнцефалограммы мозга, на тему, как с помощью нашей методики у человека улучшается координация, память и когнитивные функции, как работают левое и правое полушария. То есть изучаем, как занятия на клавиатурном тренажере влияют на работу и развитие мозга и, как следствие, на эффективность человека в повседневной жизни.
 
Алексей, если говорить про улучшение когнитивных функций — тренажер подойдет, к примеру, пожилым людям для поддержания памяти и развития внимания? И есть ли перспективы использования тренажера в качестве одного из средств реабилитации после инсультов, эпиприступов и др.?
— По когнитивным улучшениям: есть исследования того, что игра на пианино улучшает работу мозга. Но инструмент надо купить, найти преподавателя, а компьютер есть почти у каждого, поэтому клавиатурный нейротренажер эффективнее и с практической точки зрения. На основе этого мы предполагаем, что тренировка на клавиатуре дает тот же эффект, так как биомеханика движений одинаковая. Есть кейсы которые точно показывают положительный эффект. Например, человеку после инсульта предлагали печатать на тренажере в качестве одного из реабилитационных упражнений, и он восстанавливался быстрее. Стратегически — это именно нейротренажер, а не просто клавиатурный тренажер печати.
 
Про пожилых. Да, именно так. Это нейротренажер, и он полезен всем, кто хочет развивать и тренировать мозг. Причем в разном возрасте будет разный акцент: детям он нужен для более быстрого обучения, взрослым — для активности и эффективной работы, пожилым и пережившим, например, инсульт — для реабилитации.
 
Перспективы в плане развития бизнеса: вот вы закончите исследование, получите результаты — дальше куда их? 
— Более масштабные исследования — это вопрос инвестиций и интереса к проекту административных структур. Возможно следующим этапом будет изучение орфографической грамотности, так как дети, которые занимались на нашем тренажере, однозначно стали писать грамотнее. У них сформировались автоматические навыки написания слов — причем, более эффективные, чем если просто писать ручкой. Потому что ее нужно держать одной рукой, на весу и каждый раз получается по-разному, а печать — движение двумя руками с однозначным позиционированием.
 
То есть человек, который прошел обучение на клавиатурном нейротренажере по нашим алгоритмам и напечатал словарные слова, формирует автоматический навык их печати. Руки сами будут набирать «молоко» через «о», потому что эта буква печатается правой рукой, а буква «а» — левой. И правила учить не требуется — в нужный момент пальцы все «вспомнят». Это так хорошо запоминается, потому что активируется несколько сенсорных систем: видим слово — слышим его — проговариваем — кинестетически воспринимаем через пальцы.
 
Можно ли на этом заработать?
— Сейчас наша основная монетизация — обучение сотрудников компаний. Мы уже работали с Райффайзен банком, ЦФТ и др. Есть экономически обоснованная польза тренажера — рост скорости печати и, как следствие, — скорости обслуживания клиентов. Я недавно был в больнице и полиции. Оба специалиста из 30 минут работы со мной 20 потратили на печать текста менее половины листа А4. 
 
Как мы посчитали с сотрудниками банка, обычный офисный работник, увеличив скорость печати, за год может сэкономить себе рабочий месяц (более 150 часов). И, соответственно, компания, в которой он трудится, тоже. Поэтому на эту методику стоит обратить внимание крупным организациям (редакциям, юридическим компаниям, call-центрам). Кстати, в масштабах страны это может стать существенной экономией и оптимизацией рабочих процессов.
Хотелось бы встроить тренажер в учебный процесс школьников. 
В американских школах учат слепой печати с первого класса, это обязательный навык. Удаленное обучение в РФ в пандемию показало, что дети не умеют быстро набирать текст. Поэтому печать домашней работы занимала до 90% всего отведенного на учение уроков времени. Глобально — тренажер нужен, чтобы развивать моторную кору головного мозга, 30% которой предназначено для управления и контроля пальцев. Именно поэтому логопеды заставляют детей выполнять упражнения на мелкую моторику, чтобы улучшить их речь. Множество исследований уже подтвердили, что сложные двигательные упражнения для пальцев улучшают когнитивные функции. На этом и построена наша гипотеза. То есть, если мы учимся слепой печати, то мы развиваем эти 30% моторной коры.
Кстати, если повсеместно внедрять работу с клавиатурным тренажером еще со школы, то возможно в будущем уйдут проблемы с безграмотной речью и письмом у людей во взрослом возрасте. Как в 2022 г. говорила в своем интервью «Деловому кварталу» экс-руководитель «Тотального диктанта» (экс-учредитель и экс-глава фонда ТД), член Совета по русскому языку при президенте РФ, проректор по стратегическому развитию Камчатского государственного университета им. В Беринга Ольга Ребковец, в сфере обучения грамотности взрослых — «большая лакуна, которую никто не заполняет», это тема, которой «никто не занимается».
Есть обучение русскому языку на программах повышения квалификации у чиновников, но это просто микроскопический блок. Он не основан ни на каких методиках, нет осознанного понимания, что нужно давать, какие проблемы решать. Некоторые корпоративные университеты подходят ответственно и стараются учить русскому языку. Мы, например, разрабатываем языковые мероприятия для организаций. Где-то — в игровой форме, языковые квизы. <...> Где-то это была серьезная работа в виде семинаров и вебинаров, которые мы составляем с учетом тех документов и того рода деятельности, который нужен компании, а где-то это был просто корпоративный диктант, — рассказала Ольга Ребковец.
По словам Ребковец, в 2020 г. ТД проводил форсайт представителей корпоративных университетов и бизнесов, где выясняли, как работать с грамотностью сотрудников и что для этого нужно делать:
Мы вместе признали существование проблемы и обнаружили, что корпоративные университеты готовы вести работу в этом направлении. Но пришли к выводу, что все равно инициатива и верхний уровень организации должны быть за государством, так как нет единых программ, методик и исследований в этой сфере. Те, кто сейчас обучает взрослых, — это школьные, вузовские преподаватели, а порою и люди, не имеющие соответствующего образования. А ведь к этому нужно подходить глубоко, опираясь на принципы андрагогики (обучения взрослых) и хьютагогики (самообучения).
А по мнению нейропсихолога Алексея Андреева, обучение автоматической печати аккордами на «Клавиатурном тренажере Андреева» эффективнее всех существующих тренажеров, так как оно построено на законах нейрофизиологии.
Плюсом у нас развивается стопроцентная орфографическая грамотность, так как активируются и соседние области — речевая зона и зона письма, — подытожил ученый.