«Если вводить карантин, то нужно закрывать вообще все — на месяц. Это не значит, что только рестораны закрыли, а магазины, где гораздо большее скопление людей и выше опасность заразиться, работают».
ДК Новосибирск продолжает публикацию интервью с представителями новосибирского бизнеса. Один из крупнейших рестораторов города Денис Иванов (#СибирьСибирь, Beerman, Чашка кофе, Жан Хуан Лу, ВEERFACTORY и др.) рассказывает, как его заведения справляются с кризисной ситуацией, а также рассуждает о коронавирусе, налогах и самом важном для бизнеса ресурсе.
Можно ли было спрогнозировать подобное развитие событий?
Мы думали, что все-таки выходная неделя не превратится в месяц (и не дай Бог она превратится в несколько месяцев). Для нас это никакие не выходные, а полная остановка бизнеса. Ситуация для отрасли достаточно катастрофическая. Сейчас еще довольно рано давать какие-то прогнозы и оценки, мы ждем какого-то горизонта, который можно понимать как начало деятельности. Ждем конца коронавируса и разрешения работать.
Компенсирует ли как-то доставка финансовые потери от простоя заведений?
Доставка — это лишь часть уже работающего бизнеса. Именно поэтому сама по себе она убыточна — в нашем случае. Доставка нужна, чтобы люди просто утолили голод, а в рестораны ходят для атмосферы, наслаждения, встреч. В той же Японии, на фоне закрытия школ и других карантинных мер, люди все равно ходили в рестораны. Человечество так устроено, что не может самоизолироваться навсегда.
Кроме того, нужно понимать, что доставка не предполагает продажу алкоголя и кальянов, которые сейчас тоже под запретом. Эта услуга финансово сейчас ничего не компенсирует, но помогает все же получать какой-то кэш, чтобы расплачиваться по текущим обязательствам (коммунальные услуги и т.д.), выплачивать зарплаты сотрудникам. Сейчас самая важная необходимость — сохранить людей, из которых, собственно, и состоит бизнес. Но если бизнес не происходит, то платить становится нечем.
Самоизоляция эффективна — ваше мнение?
Лично мое мнение: если вводить карантин, то нужно закрывать вообще все — на месяц. Это не значит, что только рестораны закрыли, а магазины, где гораздо большее скопление людей и выше опасность заразиться, работают. В этом нет никакой логики. И это не только про Россию можно сказать, но и про другие страны. Вот как раз в этом случае доставка стала бы хорошим выходом.
Есть мнение, что коронавирус по сути только усугубил экономическую ситуацию...
В Новосибирске просто все это на неделю позже началось. У нас тогда за первые несколько дней тоже обвалились продажи — в среднем на 50%. А когда так сокращается выручка, это не значит, что на столько же уменьшаются и доходы — нет, они вообще исчезают.
Но эта ситуация была вызвана не только корнавирусом, но и волатильностью рубля. Помню, 4 марта в «Коммерсанте» вышла статья, которая очень четко тогда отобразила «нападение» налоговой на ресторанный бизнес. Это вызвало определенное смятение среди рестораторов. Но беда не приходит одна, или, как говорят японцы: «Пчелы кусают плачущее лицо». Вдруг на фоне не самой стабильной ресторанной деятельности обваливается рынок, и ты понимаешь, что кофе в России не растет, а большая часть продуктов (и алкоголь) покупаются на валюту за границей. И тут появляется еще и коронавирус. Кризис накладывается на пандемию — это смертельный номер для ресторанного бизнеса.
Справка:
К проектам Дениса Иванова относятся: Krombacher Beer Kitchen (Москва), #СИБИРЬСИБИРЬ (Москва и Новосибирск), рамен изакая бар [KU:] (Москва), ресторан всеазиатской кухни Aziatish, изакая-бар Жан Хуан Лу, рестораны Т.Б.К. Лонж, сеть пивных ресторанов BEERMAN, сеть «Чашка кофе», ресторан-пивоварня BEERFACTORY, кафе ПЕЛЬМЕНИССИМО, Veranda Дениса Иванова, караоке-бар Ухо&Медведь, обслуживание VIP-Залов в Аэропорту Толмачево, ресторан выездного обслуживания Catering Дениса Иванова, Media Cafe Moscow.
К проектам Дениса Иванова относятся: Krombacher Beer Kitchen (Москва), #СИБИРЬСИБИРЬ (Москва и Новосибирск), рамен изакая бар [KU:] (Москва), ресторан всеазиатской кухни Aziatish, изакая-бар Жан Хуан Лу, рестораны Т.Б.К. Лонж, сеть пивных ресторанов BEERMAN, сеть «Чашка кофе», ресторан-пивоварня BEERFACTORY, кафе ПЕЛЬМЕНИССИМО, Veranda Дениса Иванова, караоке-бар Ухо&Медведь, обслуживание VIP-Залов в Аэропорту Толмачево, ресторан выездного обслуживания Catering Дениса Иванова, Media Cafe Moscow.
Читайте также интервью с основателем сетей PRIMETIME и AHOTELS Антоном Горестовым: «На наше место в очередь желающие не выстроятся». А также другие материалы ДК Новосибирск из серии актуальных интервью о состоянии местного бизнеса: «Стараемся закрыть обязательства перед сотрудниками, чтобы спокойно смотреть им в глаза»; опрос «Кризис расчистит место для сильных, молодых и современных»; колонка Даниил Прицкау: «Я не жду поддержки от государства».